Психология управления персоналом

7-я страница

 

Упражнение №1 – выражение аффекта

Первое с чего следует начать проработку страха социального порицания, чувства стыда – это с выражения аффекта.

Аффе́кт  affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Для полного эмоционального погружения в ту максимально-значимую ситуацию в детстве, вам необходимо погрузить себя в транс, такое полусонное состояние, когда ничто не будет отвлекать ваше сознание, и вы полностью погрузитесь в свои воспоминания, сфокусируетесь на тех ситуациях из вашего детства.

Для управления воспоминаниями можете оставить небольшой бодрствующий кусачек сознания. Я обычно делал это или перед сном, или сразу после пробуждения, когда сознание полностью не включено. Или найдите методики самостоятельного погружения в транс в интернете.

Нужно погрузиться полностью в те эмоции, в те ощущения. Ваша задача накручивать себе эти негативные эмоции, представить, как вас прессуют маленького, и вы ничего не можете сделать, и как вам себя жалко.

И нужно выразить аффект, то есть пойдут слёзы сопли и тому подобное, то есть те эмоции, которые вы тогда сдерживали, должны выйти сейчас, вот тогда эффект от упражнения будет максимальным.

И важно дать себе команду, чтобы выразить эти эмоции полностью, и ни в коем случае не сдерживать себя. Эта энергия, зажатая в вас, должна выйти вся, без остатка.

Если это слёзы, то нужно реветь до тех пор, пока они все не выйдут, если это агрессия, то нужно орать до тех пор, пока тело не успокоится, если хочется бить обидчика, то нужно выразить этот аффект, например, стучать кулаками по подушке, до тех пор, пока не успокоитесь.

Для чего нужно усиливать эти симптомы? Для чего нужно выражать аффект?

А потому что в детстве, мы усваивали прямо противоположный навык. То есть в детстве нас стыдили, стращали, а если мы начинали как-то сопротивляться, начинали плакать, кричать, ругаться, проявлять агрессию, то нас в этот момент подавляли.

Например, фразами: «Стой спокойно, кому сказала!», «Не хнычь!», «Закрой рот!». Дёргают за руку, отвешивают затрещину. Меня мать била по губам, когда я в состоянии аффекта, проявлял агрессию и ругался матом.

И человек, ребёнок там и тогда, то есть в детском возрасте, он приучается в себе эти чувства и эмоции давить. Дабы не получить по губам, или затрещину.

Напомню, эти бессознательные программы закладываются в детстве, и впоследствии вы их не осознаёте, точного так же как вы не осознаёте, как ходить, или как говорить.

Вот так вот и формируется характер человека. Так формируются зажатые закомплексованные люди. По-простому говоря их в детстве застращают и запугают так, что они всего боятся и уже во взрослом возрасте, и даже не осознают, откуда это всё взялось.

Но когда он научается давить в себе эмоции, то аффект-то никуда не делся. Даже если человек его глубоко задавил его в себе. Он из человека не ушёл, он в теле остался. И поэтому когда возникает похожая эмоциональная ситуация, связанная со стыдом, вас начинает «колбасить».

То есть вы входите в не ресурсное состояние, вам и страшно, и постыдно, и вообще непонятно как. Почему? Потому что тело, когда попадало в похожую ситуацию начинает сигналить, что это опасно, это может быть чревато наказаниями.

И поэтому тело, бессознательное начинает усиливать симптом, для того чтобы вы покинули потенциально опасную ситуацию. Проще говоря, чтобы мы зажались тихо, и не предпринимали ни каких действий, а лучше убежали оттуда.

Знакомая ситуация? Бывает начальник заскакивает в отдел к подчинённым, наскоро выкрикивает какое-то распоряжение и быстро ретируется. А почему так происходит? А потому что он опасается каких-то ехидных реплик, каких-то возражений, смешков.

И его тело начинает колбасить, и он покидает контакт, чтобы почувствовать себя в безопасности, чтобы прекратились неприятные телесные симптомы. И вы ему никогда не докажете, что причина такого поведения в детстве. Он всегда это объяснит нехваткой времени или чем-то подобным.

Он будет бессознательно создавать такие ситуации, когда ему всегда некогда, не понимая, что причина всему его иррациональная стыдливость и тревожность.

А теперь подумайте какова эффективность такого руководителя, если в момент постановки задачи, он должен получить обратную связь от подчинённых, убедится, что все всё поняли правильно, а он спешит ретироваться?

А с точки зрения ребёнка, это правильная стратегия, потому что таким образом мы избежим травмы, мы сохраним себя, сохраним свою психику, и нам будет только лучше.

Но с точки зрения взрослого, с точки зрения строительства вашей карьеры, это контрпродуктивная стратегия. И поэтому наша задача, вот эту вот реакцию тела исчерпать, чтобы не получать автоматическую реакцию тела, не получать подсознательную команду – «ретироваться».

Если эту реакцию не отработать, то возможны зажимы в теле, в диафрагме, из-за чего возникают боли в спине, гастриты и язвы. Например, от стыда или от страха у вас сжалась диафрагма, она пережимает все желчевыводящие протоки, отсюда вы получаете гастрит, а впоследствии язву.

Или у вас зажим в спине, то есть вы хотите постоянно спрятаться или стать незаметным, и как следствие вы получаете искривление позвоночника, или остеохондроз. В результате мы имеем человека, который зажатый и больной. Вот так всё это и работает. Подробно всё это описано в работах Виль­гель­ма Рай­ха и Алек­сандра Ло­уэна. И вот наша задача все эти аффекты выразить.

 

Следующая страница >>>