Общение руководителя с подчиненными: Как себя вести, чтобы вас слушались и уважали!
1. Основные ошибки при общении руководителя с подчинёнными
Назначение нового руководителя в коллектив, не приводит людей к автоматическому подчинению.
То есть, чтобы сотрудники признали его своим лидером, кроме внешних регалий, руководитель должен уметь правильно подать себя.
Главная ошибка неопытного руководителя, при общении с подчинёнными — это неправильное его невербальное поведение.
То есть, неправильные:
- Позы;
- Жесты;
- Мимика;
- Тембр голоса;
- Контакт глаз и т.п.
Наиболее острые проявления этих ошибок, а также их причины, и пути устранения досконально разобраны в этой статье >>>
Правильно вести себя руководителю нужно потому, что при общении с подчинёнными, их подсознание постоянно оценивает сходство вербалики и невербалики. Оценивает на предмет: а можно ли ему подчинятся? Достоин ли он управлять нами?
Например, если руководитель не уверен в себе. Боится, мельтешит, суетится. Не держит контакт глаз. Говорит тихо, сбивается. То подсознание подчинённых не признает его начальником, хотя формально-то он их руководитель. Это и есть расхождение вербалики и невербалики.
Ну и естественно, эффективность такого руководителя будет стремиться к нулю. Его не будут слушаться, задачи будут выполнять «спустя рукава». Будут посмеиваться, ехидничать и т.п.
То есть важно запомнить, если при общении с подчинёнными есть расхождение вербалики и невербалики, то побеждает невербалика. Оформление речи, как более древний язык.
То есть, содержанием разговора врать можно, а оформлением нет. Сигналы тела нас выдадут.
Примером таких сигналов тела снижающих эффективность взаимодействия с подчинёнными, может быть закрытая позиция руководителя. Она означает защиту, страх, неуверенность.
Ну и естественно, у подсознания подчинённых возникнет резонный вопрос, а стоит ли подчиняться такому руководителю? Который сам не уверен в своих решениях? Который сам всего боится?
Поэтому лучше, не общаться с подчинёнными из закрытых позиций. И желательно избегать любых инвариантов закрытости.
Например, скрещенные на груди руки, не допускается. Когда это критично, конечно. Смотреть телевизор со скрещенными на груди руками можно.
Но во время делового общения, например, если предстоит серьёзный разговор подчинённым. Например, нужно скорректировать некоторые неприемлемые модели его поведения, то нужно весьма тщательно подготовить себя к такому общению. А не вступать в «бой» с ходу.
То есть если вы хотите научиться эффективно общаться с подчинёнными, помните про невербалику. Настройте своё невербальное поведение. Чтобы это настроить, этому надо учиться. Учиться, естественно, не в периоды взаимодействия с подчинёнными.
Если не хотите тратить годы, на инсталляцию в себя правильных моделей поведения, то это можно сделать за 5-10 часов на этом онлайн-курсе.
Частая причина неправильного поведения руководителя — это его закрытость, его заниженная самооценка, неуверенность и страх.
Глубинные причины этого и как всё исправить изложено здесь >>>
Если вы испытываете стресс при общении с подчинёнными. Они вас не слушаются и не воспримают, как руководителя. А вы хотите, чтоб люди подчинялись автоматически. То есть инстинктивно признавали вас лидером.
При этом не хотите проходить дорогостоящих тренингов. Хотя и чувствуете, что подвергаете себя нервному срыву, действуя на пределе ресурсов психики.
То пройдите тест из 9 вопросов, чтоб узнать истинную причину, почему другим руководителям подчиняются, а вам нет.
Пройди тестДело в том, что любая закрытость, несмотря на то что она достаточно комфортна для руководителя, это защита. А любая закрытость, подсознательно воспринимается подчинёнными, как настороженность, страх, ложь, сокрытие информации, неуверенность в себе.
И если вы хотите произвести на подчинённого правильное впечатление о себе, никогда не нужно общаться из закрытой позы.
Неважно какие у вас привычки. Неважно удобно вам так, или неудобно. Это не принципиально. Хотите произвести правильное впечатление, забудьте о закрытых позах.
Это относится к продажам, к переговорам, у любому деловому общению. Потому что когда руководитель оказывает воздействие на подчинённого из закрытой позы, то как подсознательно подчинённый это оценит?
Фактически как у Станиславского: «Не верю!».
Не верю в грозность, в авторитет. В ресурсы в порошок стереть, в мотивацию не верю.
Так вот, главная ошибка руководителя при общении с персоналом — это расхождение вербалики и невербалики.
Чтобы каждый раз не испытывать дискомфорта, общаясь в открытой позе, эту позу нужно отрабатывать. И отрабатывать её в ситуациях не пиковых. Просто приучайте себя находиться в открытой позе.
Тренируйтесь, периодически ловите себя, где у вас там руки. Избегайте всех инвариантов: держать ручку перед собой, руки в замок и т.п.
На практике, конечно, это практически нереально осуществить. Проще решить проблему специализированными техниками. И если вы хотите быстро интегрировать в своё тело нужное поведение, то это можно сделать на этом онлайн-курсе.
Тренировка идёт в воображаемых ситуациях. По ходу выявляются и устраняются телесные зажимы и скованности. На выходе вы получаете новое, автоматическое, конгруэнтное ситуации поведение.
Вы, наверное, слышали про такой феномен в психологии: например, боксёр в воображении отрабатывает удары и по результатам получается почти то же самое, как если бы он их отрабатывал в реале.
Тесты для самостоятельного психоанализа, кейсы клиентов, инструкции и техники для самостоятельной работы, вы можете найти в закреплённом сообщении моего Telegram-канала. Подпишитесь, чтоб не потерять.
2. Как руководителю выработать правильное поведение с подчинёнными
Чтобы руководителю выработать в себе правильное поведение с подчинёнными, можно заучить правильную команду. Паттерн. Шаблон, которым мы легко настраиваем себя.
Потому что тело пытается нас закрыть. Привычка есть привычка. И периодически надо отключать эту «боевую систему».
Дело в том, что эта «боевая система» относится к рептильному мозгу. И по большому счёту нам сегодня не нужна. Она была нужна для физического выживания в древнем мире.
У нас же сегодня не стоит вопрос о физическом выживании, в большинстве случаев. Речь идёт о социальной борьбе, а когда ведёшь социальную борьбу, приёмами физической, то это неправильно и неэффективно.
Потому что, эта «боевая система» относится к инстинкту самосохранения. Она нужна с точки зрения защиты своего тела, чтоб не сгрызли внутренности.
Но с точки зрения делового общения, это лишнее. Потому что вы формируете неправильное впечатление о себе.
Потому что лидер не должен выглядеть слабым. Не должен бояться, не должен защищаться от своих же сотрудников. Иначе какой же он лидер?
И поэтому эту боевую систему нужно отключать. И отключать её нужно, чем-то вроде команды: «Тебя не съедят!»
Сформулируйте для себя такую команду, и периодически посылайте её, из правого полушария в левое.
То есть эту систему боевую, нужно периодически, как кнопку заглушать. Она нам не нужна.
В реальной, сегодняшней, городской жизни, она нам не нужна. Она только мешает. Потому что она работает по совершенно другим принципам. Эта система родилась в физическом противостоянии.
А мы сегодня ведём борьбу социальную, управленческую. Поэтому эту систему нужно периодически отключать. Иначе она всё время будет вас закрывать, а это вам не нужно.
Более того, такое поведение вредно, для самого руководителя. Оно выдаёт ваш низкий статус, ваш низкий ранг в иерархической пирамиде.
Упражнения, чтоб мгновенно и навсегда избавиться от бессознательного страха. Чтоб ваше невербальное поведение, ваша мимика и жесты излучали абсолютную уверенность в себе. Чтоб подчинённые инстинктивно вам подчинялись, я даю на этом онлайн курсе.
3. Как разговаривать с подчиненными
Очень часто неопытный руководитель не учитывает психологию в общении с подчинённым. Он производит правильное воздействие, из неправильной позиции.
Получается пустой разговор, который не даёт результата.
Например, руководитель кого-то распекает, а на самом деле сотрясает воздух. И при этом наблюдает скучающую рожу подчинённого.
И такое общение на ролевом уровне, типа я вас ругаю, а на уровне личностном происходит совершенно другое: «Да фиг с тобой золотая рыбка, хочешь говорить, треплись. Если тебе это надо, ладно я послушаю».
И это всё видно, толку от такой коммуникации ноль.
Подробно про ролевой и личностный уровень в общении руководителя с подчинённым читайте в этой статье.
И опять возвращаемся к невербальному поведению. Так вот, чтобы подчинённые воспринимали руководителя правильно, то кроме того, что руководитель должен находиться в открытых позах. Он ещё должен вести себя и разговаривать уверенно.
Уверенность человека, неуверенность человека, его психологическая устойчивость, желание скрыть информацию, она оценивается мгновенно.
Но естественно, не по одному движению. Если вы что-то взяли и положили, то ничего страшного.
Но если в разговоре, преобладают те, или иные варианты шевеления ручек и прочего. То подсознание подчинённого оценит руководителя, как человек так себе, уверен не уверен. Допустим, 50, по 100-балльной шкале.
И вот вы уже не производите впечатления, которое хотели. И эта автокоррекция, в процессе тех или иных движений, производится мгновенно.
Два человека, общаясь между собой на личностном уровне, как бы сканируют друг друга. И подают в мозг те, или иные команды.
Причём эти команды человек логическим полушарием не осознаёт. Если, конечно, поведение не вопиющее, не эпатирующее.
Во всех остальных случаях происходит такая тонкая автоподстройка. И на эту автоподстройку нужно уметь влиять.
Особенно это важно в управлении подчинёнными. Так как 93% невербалики всегда перекроют 7%. Тем более, к 7% исторически сложилось недоверие, так как врать у нас можно.
Важно не то, ЧТО говоришь, важно, КАК говоришь. А иногда можно и молчать гораздо более убедительно.
Уверенность - это не агрессивность. Уверенность — это вещь в себе, в своём продукте. В своей ценности для компании, в своём профессионализме, умении достигать результата.
Руководитель не пытается никого задавить этим. Он не пытается никому ничего навязать.
Но он держит свою территорию. И на этой территории он достаточно устойчив.
А самоуверенность, это попытка залезть на чужую территорию, это уже человек агрессивный.
Надо понимать, что невербалика, очень связана с внутренним состоянием. И наоборот, внутреннее состояние, связано с невербаликой.
И вот, оказывается, внутреннее состояние, прекрасно регулируется поведением. Это два сообщающихся сосуда. Есть техники, которыми можно регулировать внутреннее состояние, и это повлияет на невербалику.
А можно, оказывается, и наоборот. То есть если мы регулируем позы, то это влияет на состояние. И это один из неплохих способов.
И когда у руководителя возникает вопрос: «Как он должен разговаривать с подчинёнными?» Он должен понимать, что в первую очередь, нужно разговаривать уверенно.
А чтобы выработать уверенность, нужно проводить разговор в устойчивой, открытой позе. И тогда уверенность появится.
На самом деле есть ещё более эффективные техники. Они состоят из двух этапов.
Первый этап: убираем деструктивные блоки, которые и коверкают тело, выдавая наш страх, нашу неуверенность.
Второй этап инсталлируем новое, оптимальное автоматическое поведение. И вам уже не нужно будет сознательно отслеживать поведение и тратить на это время и энергию. Всё будет складываться как бы, само собой.
Обычно техника занимает 1-2 часа, и она делается один раз и навсегда. То есть неуверенность больше никогда не вернётся. Так как деструктивный блок, её вызвавший, мы уберём.
Эта техника входит в состав этого онлайн-курса.
4. Как правильно вести диалог с подчинёнными — контакт глаз
Чтобы правильно общаться с подчинёнными, есть один очень важный аспект. Это контакт глаз.
Все говорят, что нужно смотреть в глаза. И если человек не смотрит в глаза, то он боится чего-то, и прочее.
Но как же мы на самом деле общаемся? Дело в том, что большинство людей не привыкли к контакту глаз, тому есть чёткая причина.
Дело в том, что когда мы встречаемся с кем-то глазами, то мы действительно можем понять о человеке всё. Глаза зеркало души, они открывают личность.
Но при этом мы, узнавая что-то о человеке, мы открываем себя. Это двусторонний мост.
И с точки зрения, безопасности это не очень интересно, открывать себя встречным людям. Поэтому подсознательно, как правило, нормальные люди избегают контакта глаз.
Социально приемлемо допускается, когда мы смотрим куда-то в квадрат лица. Или глаза встречаются на короткое время. Контакт же предполагает примерно две секунды.
Большинство людей контакт глаз не держат, у них он доли секунды. И это достаточно для социальной нормы.
Но для лидерства этого недостаточно. Чтобы оказывать воздействие на подчинённых, то есть влиять с какой-то целью, контакт глаз должен быть более устойчив, около 2 секунд.
Говорят, есть такой термин — «положить взгляд в душу». И этому тоже надо тренироваться.
Большинство руководителей этой темой не интересуются. Более того, мало «положить взгляд в душу», надо положить его с нужной интонацией.
И поскольку социальный контакт гораздо меньше, чем лидерский, то лидерский надо отрабатывать и практиковаться. Встречаться взглядом с другими людьми.
Чтоб в момент разговора с подчинённым, взгляд уже был отработан. Чтобы мы уже не боялись этого контакта глаз, и мы делали это осознанно.
Осознанно встречаться глазами, значит давать команды: «Встретится глазами». Иначе лидерства не получится, невозможно лидерство без контакта глаз.
Как этот контакт нужно осуществлять? Как вложить во взгляд нужное содержание?
На самом деле взглядом можно управлять, передавать специально ту коммуникацию, которую вы хотите как положительную, так и отрицательную. Об этом ниже.
5. Психология разговора с подчиненными — техника внимание
Иногда нужно найти мягкий, психологический подход к подчинённому. Например, чтоб получить полезную информацию.
И лучшая техника для такого общения, на самом деле располагающая к себе, это «техника внимание».
Очень ошибочны идеи насчёт любви и дружбы. Не все её достойны. А, эмоцию «внимания» можно вызвать к чему угодно, и даже к рыжему таракану.
Внимательно на него посмотреть вас ни к чему не обязывает. «Внимание» — совершенно уникальная эмоция, она абсолютно нейтральна, так называемая переходная.
Можно внимательно посмотреть на человека, и его поцеловать, а можно посмотреть и ударить. То есть она вас ни к чему не обязывает.
Но ваш подчинённый воспринимает внимание, как позитивный фактор. Потому что человек привык себя считать себя венцом творения, и пупом земли.
И ваше внимание, это укрепление его эго. Что, в общем-то, нам на пользу. Пусть он думает, что это так. Для чего мы это делаем, это наш вопрос. Но если подчинённому угодно считать, что мы поднимаем его эго, пусть он так считает.
С другой стороны, чтобы получить информацию, руководителю иногда нужно задавать такие нейтральные вопросы, информационные. И это делается через внимание.
На самом деле любая коммуникация лидерства происходит здесь и сейчас. Сию секунду. Каждое мгновение.
И поэтому мы вполне можем управлять своим поведением, вызывая у партнёра по контакту соответствующее эмоциональное состояние.
И вот если нам нужно, чтобы подчинённый дал нам нужную информацию, а не боялся, то мы включаем «технику внимание».
То есть мы даём себе команду внимательно посмотреть на человека. Внимательно отнестись к его информации. Это такая ситуационная команда. Она не предполагает такое поведение на год, или на два.
Она предполагает здесь и сейчас, мы хотим, чтоб человек нам что-то рассказал.
Поэтому мы, например, говорим ему: «Вы знаете, расскажите пожалуйста, что произошло. Мне это очень важно, и хотелось бы вас понимать».
Внимание и мягкие вопросы, вызывают у подчинённого желание открыться навстречу.
При этом нас это ни к чему не обязывает. Это не значит, что мы человеку сейчас верим. Это не означает, что мы его простим. Это не означает, что мы его наградим. Это вообще ничего не означает.
Сейчас режим получения информации. А что мы будем потом делать с этой информацией, и с этим подчинённым, это следующий вопрос.
Ситуационное лидерство, это умение вести себя в каждый момент времени так, как нужно мне. Я управляю ситуацией, сейчас я хочу получить информацию.
Внимание нейтрально-позитивное, внимание ни к чему не обязывает. И фраза «понять, значит простить», здесь не совсем подходит.
Сначала нужно получить информацию. И общаться без предвзятого мнения. Так как это ошибка. Оно не способствует получению информации. И оно нас закрывает в рамки, от принятия правильного управленческого решения.
Предвзятый подход к делу сужает диапазон правильного управленческого решения.
А получая информацию, мы ничего не теряем. Мы получаем возможность более объективно ситуацию разрешить, что для руководителя весьма важно. Чтобы правильно реагировать на ситуацию, для начала нужно её понять, а потом реагировать.
Любое предвзятое мнение, во-первых, настораживает собеседника. То есть мы сразу идём на конфронтацию там, где это не нужно.
А во-вторых, лишает нас возможности принять оптимальное решение. Поэтому первая эмоция, это внимание, которой надо учиться.
И сначала, руководителю в своём поведении с подчинёнными, нужно просто тренировать взгляд. Привыкать не боятся контакта глаз. Ощутить контакт глаз.
В этом нет ничего пугающего, просто идёт некое состояние информационного обмена.
Тренировка вторая, научитесь вниманию, как бы предложите человеку внимание.
Я внимательно смотрю на этого человека, он здесь и сейчас. Он в эту секунду для меня самый важный. Не по жизни, не навсегда, а здесь и сейчас. И поэтому я рекомендую человеку, который хочется научиться работать глазами, держать у себя 3-4 таких эмоциональных ролика.
Первый ролик — это внимание. Это внутренняя команда: «Я внимательно смотрю на этого человека, здесь и сейчас он для меня самый важный. Внимание, внимание…»
Нам нужен ролик один положительный, как минимум, и нам нужен ролик один отрицательный как минимум. Можно разнообразить, но больше пяти роликов записывать не советую, запутаетесь. И эмоциональные ролики нужно держать у себя на быстрой кнопке.
Как записать положительный ролик? Это как будто внутри вас есть некий диск, и на нём вы прожигаете какую-то запись, и при необходимости вы эту запись запускаете через глаза. Глаз — это передатчик. Вы ставите нужный диск, и пошла трансляция.
Теперь нам нужен ролик положительных эмоций. Ролик записывается так: вы для себя отрабатываете какую-то короткую мотивирующую фразу, которую вам легко произносить. Очень важно не учиться чужой манере, фраза должна быть своя.
Слова должны органично стекать, это ваши слова. Этот ролик, это некая приветственная фраза, которую вы бы сказали человеку, который к вам пришёл.
Ну например: «Здравствуй, я рад тебя видеть». Или если вспомнить мультфильм: «38 попугаев» - лежащий на солнце удав, и фраза: «Привет тебе мартышка».
Мы можем записать любую фразу, лишь бы она легко сходила с языка, и она нас настраивала на нужный лад. Вот я произнёс эту фразу, и вы улыбнулись.
6. Как научиться говорить как «злой начальник»
А иногда бывает, наоборот, нужно включить «злого начальника». И поэтому надо записать и отрицательный ролик. Отрицательный ролик записывается точно так же, и при необходимости дополняется визуальным образом.
Это приёмы очень сильные, с ними надо обращаться очень аккуратно. Это один из приёмов психологической самозащиты, они работают очень мощно!
Человека можно одним взглядом поставить на место.
Так что аккуратно с этими роликами, с записями, потому что потом начнётся рефлекс.
Ролик можно записать любой степени жёсткости. Это может быть фраза какая-то, подобающая вам, которую вы хотите переносить в пространство. Если хотите, очень жёсткую фразу сделать, то можно дополнить её визуальным образом.
И если этот образ мы начнём транслировать, то персонажа «проберёт до печёнок». Потому что взгляд достаточно материальный.
Недаром говорят, говорящий взгляд, видно что он говорит, что он хочет сказать. Поэтому можно нарисовать себе ролики различной степени тяжести, различной степени жёсткости.
Можно их усилить визуальным образом, главное не увлекайтесь этим. Но иногда очень важно уметь взглядом ударить, и ударить мощно.
Представьте, что вы хотите сказать что-то, человеку чтоб он это понял, найдите эту фразу для себя, запишите её. У каждого из нас свой словарь языковых воздействий, своя лексика.
Подумайте, что вы хотите объяснить человеку. Может, мы хотим объяснить человеку: «Бедолага, ты крепко попал».
Естественно, можно записать ролик применительно к управленческой ситуации. Может быть: «Я очень тобой недоволен».
Эта фраза должна быть короткой, она не должна быть рассказом из пяти абзацев. Достаточно короткой фразы 4-5 слов максимум. Которые так, очень литые. Бьют в цель. Для этого нужно потренироваться, попроизносить. И потом запишите, прожгите этот ролик себе.
Это фраза должна быть готовая. То есть в тот момент, когда мы хотим что-то сказать глазами, именно глазами, там нет времени что-то писать. Там надо сразу, установили контакт глаз, включили трансляцию, пошло…
Всё это за доли секунды нужно уметь делать, поэтому ролики должны быть записаны.
Отрицательные ролики потренируйте на тех, кого не жалко. Желательно не на домашних. Потому что первое, что приходит в голову, это прийти домой и там размяться. Так не делайте.
Своих берегите. Своих меньше, чужих больше, и с ними вас ничего не связывает. Пока ещё научитесь, пройдёт какое-то время.
Кроме того, свои люди достаточно остро чувствуют любые аспекты нашего поведения, и любые изменения будут сразу заметны. И в лучшем случае у вас спросят, что с вами случилось? А в худшем ещё и прокомментируют.
Поэтому зачем нам оно надо? Вокруг полно людей, на которых можно спокойно разминаться.
Эти техники самого примитивного уровня. Они не учитывают ваших мотивов. Например, возможно вы хотите самоутвердиться таким образом.
Или вы может незаслуженно обидите человека, и он будет впоследствии будет мстить, «вставлять вам палки в колёса».
Они не учитывают долговременных последствий, как это повлияет на мотивацию коллектива, на ваш имидж в глазах вашего руководства и т.п.
Техникам, которые учитывают все видимые и невидимые факторы и мгновенно выдают суммирующее решение, вы можете обучиться на этом курсе.
7. Как вести разговор с подчинённым — техника паузы
Чтобы эффективно общаться с подчинёнными, в арсенале профессиональных руководителей, есть одно очень мощное оружие — это «техника паузы».
Например, иногда человек отводит глаза, и трудно встретиться с ним взглядом. И в этом случае, неплохо работает пауза.
Пауза — это сильнейшее оружие руководителя, которое очень недооценено, как и «техника вопросов». Подробно «техника вопросов» описана в этой статье.
Ну а возвращаясь к «технике паузы», на востоке это целая наука, и например, кто первый заговорил на переговорах, тот и слабее. В западной культуре такие изыски устраивать ни к чему, там немного другие вещи.
Пауза — оружие очень мощное, если правильно пользоваться. И один из способов привлечь внимание сотрудника, это повесить паузу.
Пауза — оружие сознательное. Почему мы иногда избегаем пауз? Пауза пугает, пауза — это неизвестность. Это знаете, как человек в темноте начинает говорить. Страшно, значит, надо наполнить пространство звуками.
Иногда мы некой избыточной словесностью выражаем некий страх, неуверенность. Звуками собственного голоса пытаемся ситуацию успокоить. Поэтому пауза иногда пугает обе стороны, и ей нужно уметь пользоваться сознательно.
И мы вообще ошибочно считаем, что чем больше мы говорим, тем больше мы лидеры.
Один из методов: например, если подчинённый не смотрит в глаза, ошибкой будет разговаривать, говорить что-то, нотации читать. А если мы хотим поймать его взгляд, мы замолкаем, и при этом держим на нём взгляд. Человек поворачивается, видит мои глаза, мы так «оп», он так даже отводит глаза туда-сюда, но я смотрю.
И взгляд как будто требует, можно конечно отвернуться, но вроде как и не хочется отворачиваться, и зачем отворачиваться?. И вот установили глаза, держим. И ставим соответствующий ролик.
Дело в том, что такое поведение ставится сознательно. На рефлексах такие штуки у девяти из десяти не стоят. Они стоят у природных лидеров. У которых это стоит на подсознательном уровне. То есть матрица изначально правильно вшита. И они всё это умеют без тренингов, но это гении.
Они делают правильно, не зная почему. А остальным людям этому надо учиться. Сначала нужно сознательно что-то делать, потом появляется привычка. Мы уже перестаём отслеживать взгляд, у нас взгляд сам начинает работать, на автомате. Но сначала, путь к этому через осознанное поведение.
В обычном разговоре достаточно 30% процентного зрительного контакта. Когда я слушаю, первый признак, что я слушаю, а не занимаюсь своими мыслями, глаза на человеке. Как только вы уходите в собственные мысли, взгляд уходит всегда.
Ещё очень важно, в момент начала разговора, когда вы что-то говорите человеку, то порядок такой: сначала контакт глаз, потом слова. Если слова важные, вот особенно в момент какого-то акцента, это установление контакта глаз, и слова. Этому надо учиться, потому что у обычного человека это рассинхронизировано.
Простейший пример, когда человек ведёт переговоры и делаешь видеозапись, то человек одновременно что-то делает, закрывает дверь, и глаза при этом куда-то в сторону тела.
Правильный вариант, вот если вы здороваетесь, к примеру, вы зафиксировались, установили контакт глаз, и говорите: «Добрый день!» И говорите это этому человеку, а не стенке, или туда куда-то в сторону.
То есть, сначала контакт глаз установили, а потом пошли слова, после этого. А обычно это, как правило, рассинхронизировано, идут слова куда-то, потом глаза.
Ну в принципе всё не так плохо, но это огромная разница, когда человек ведёт себя профессионально, именно в деталях.
В обычных межличностных отношениях это возможно не имеет особого значения, но в момент лидерского воздействия всё имеет значение, каждая граммуличка может работать на нас, или против нас.
В обычной же коммуникации, если вы не хотите подавлять человека, просто тогда не подходите слишком близко.
Например, вы сидите, а я стою, и если бы я хотел с вами нормально разговаривать, то я бы, наверное, разговаривал с дистанции, и в этом случае я не доминирую. Но если я подойду ближе, а вы сидите, то я как бы начинаю нависать над вами, то есть это какое-то уже подавление.
И ещё пример. Если мы хотим оказать должное управляющее воздействие на подчинённого, если он сидит, то мы можем выйти из-за своего стола, и начать к нему подходить, держа контакт глаз. И вот человек уже начинает думать, что дальше то будет?
А что нам и требуется на самом деле, наша задача оказать влияние. Если сотрудник работает и занят, например, что-то пишет на компьютере. А вам нужно оказать некое лидерское воздействие, вызовите человека в свой кабинет, пригласите его в переговорную комнату, попросите его отвлечься.
Иногда можно подойти к сотруднику, и сказать, например, следующее: «Александр, пожалуйста, перестаньте работать временно, у меня есть к вам один вопрос». «А что такое?». «Сейчас узнаете, а пока, пожалуйста, отложите ручки от клавиатурочки.
Вот замечательно, взглядик на меня, начинаем общаться. Итак, во сколько вы вчера ушли с работы». Человеку уже «хорошо» стало. Правда?
8. Поведение руководителя — позиция «хозяина»
Возможно, вам также будет интересно:
- Как морально наказывать подчинённых;
- Как наказать подчинённого и не обидеть его;
- Как управлять своей жизнью — психология.