Главная Статьи Психология Книги Услуги Обо мне Контакты
Самые популярные статьи

Как руководителю развить лидерские навыки

1. Как руководителю развивать лидерские качества

Цель руководителя

Развитие лидерских качеств — одна из ключевых задач любого руководителя. Ведь для того, чтобы эффективно управлять командой, недостаточно просто выполнять формальные обязанности.

Важно уметь жёстко требовать, вдохновлять сотрудников, мотивировать их на достижение общих целей и создавать благоприятную атмосферу для продуктивной работы.

Первым шагом является осознание необходимости постоянного самосовершенствования. Лидерство — это не врожденная черта, а навык, который можно и нужно развивать.

Лидер достигает своих личных целей, управляемым им коллективом, и при этом не испытывает излишнего стресса и дискомфорта.

Условие, определяющее потребность в развитии лидерских руководителя – это наличие проблем в профессиональной сфере.

Как же определить, есть ли у вас проблемы в процессе управленческой деятельности?

Сделать это очень просто – по ощущениям.

  • Возникает ли у вас страх, при контакте с дерзкими подчинёнными?
  • Возникает ли у вас чувство вины, если нужно «напрячь» подчинённого?
  • Бывает ли у вас чувство, что вы недостойны руководить людьми?
  • Отдаёте ли вы распоряжения громким и чётким голосом? Или бубните что-то себе под нос.

И если у вас возникают подобные ощущения, то очевидно, что есть потенциал для развития вас, как лидера. В данном примере – этой областью развития будет прокачка личных, лидерских качеств.

Эффективный руководитель непременно должен обладать жёсткостью характера. Особенно это касается российских реалий, где народ испокон веков привык работать из-под палки.

Если у вас есть признаки мягкого характера, то прочитайте эту статью.

Откладывая саморазвитие и самосовершенствование в профессии, вы обрекаете себя на замедление в карьере. На стресс и снижение общего качества жизни.

А целенаправленное развитие лидерства будет давать результат, в том числе в материальной сфере, и мотивировать вас на дальнейший личностный и профессиональный рост.

Таким образом, если не быть инфантильным стадом, каким является большинство людей, а поставить себе цель совершенствоваться в своей профессии, то стать профессиональным руководителем вполне реально. А для этого нужны ясные цели.

Возможно, вам будет полезно:

2. Развитие лидерского стиля управления

Построение лидерского стиля управления требует гибкости: эффективный руководитель адаптирует свои подходы в зависимости от ситуации, характера задач и индивидуальных особенностей сотрудников.

Имидж руководителя – это основа его будущей карьеры.

  • Какой имидж должен сформироваться?
  • Каким должен стать руководитель?
  • Какой стиль управления наиболее эффективен?

Приведу конечную цель становления личности руководителя на примере метафоры.

В древнем Китае один князь увлекался петушиными боями. И однажды к нему пришёл человек, который сказал, что я умею обучать боевых петухов, и делать из них настоящих чемпионов.

Князь очень обрадовался и сказал, что вот у него есть петух молодой, у него очень хорошие задатки, и из него нужно вырастить чемпиона.

Учитель сказал: «хорошо» и забрал его.

Через неделю князь вызывает учителя и спрашивает: ну что готов ли петух?

Учитель говорит: нет петух не готов, конечно, он очень сильный, очень мощный. Но он слишком много суетится.

Он постоянно пытается рваться в бой. Бросает всем вызовы направо и налево, не сидит на месте.

Ну такого в бой пускать нельзя. Слишком много энергии тратит зря.

Ещё через неделю князь вызывает учителя и говорит: ну что готов ли сейчас.

Учитель говорит: ну он уже лучше подготовлен. Он стал чуточку поспокойней. Он уже не бросается направо и налево. Он научился вести себя в обществе, сдерживать себя.

Но говорит он всё-таки ещё недостаточно выдержан, потому что, если ему слышится петушиный крик, он решает, что ему бросают вызов и он тут же начинает рваться в бой, махать крыльями, кукарекать.

Слишком не выдержанный он, для настоящего боя.

Проходит ещё неделя и князь спрашивает, ну что готов петух?

Учитель отвечает, петух почти готов. Он научился сдерживаться. Он сидит абсолютно неподвижно, и похож на вырезанного из камня.

Но другие петухи не хотят с ним сражаться, и завидев его, с криками убегают.

В чём в этом примере цель для развития лидерства руководителя?

Если руководитель имеет внутреннюю силу, то это видно. С ним не хотят спорить. Его слушаются. Ему не приходится конфликтовать, потому что ни у кого не возникает такой идеи.

Иначе потратит всю свою энергию на междоусобицу. При этом на стратегию времени не останется.

Как лидерство выглядит в реальной жизни, я рассказываю в этом видео:

 

 

Но там была такая фраза: «Петух почти готов». Следующая цель развития лидера — это когда не убегают. Когда хотят сотрудничать. Когда не боятся, но и не нападают.

Вот когда боятся, это ещё недостаточно. Тогда сила видна слишком сильно, и она носит опасный характер.

Тогда человека боятся, и с ним не хотят взаимодействовать. Такой человек не может быть лидером. Он может быть тираном, диктатором, а лидером такой человек не может быть.

Сильные сотрудники не смогут с ним работать. А слабые будут сотрудничать из страха, и будут избегать инициативы.

В результате такой руководитель не сможет создать сильной и эффективной команды, а ведь это ключевая его задача.

Цель развития личности руководителя должна быть, чтобы он не выглядел опасным. Но при этом ни у кого не появлялось мысли, что с ним можно как-то так не почтительно, или не потребно себя вести. То есть он должен уметь быть мягким. Но мягким и упругим, не как медуза, а как тигр.

Тигр тоже мягкий, он не жёсткий. Быть мягким, но не вялым, а упругим и готовым к схватке. Но не демонстрирующим эту готовность.

Такой образ сытого тигра. Который достаточно спокоен, но идея дёргать его за усы ни у кого не возникает. Причём на подсознательном уровне, напрочь не возникает.

И одна из главных целей для лидера – это сплотить коллектив, сплотить на основе сильной личности. Привести коллектив к сотрудничеству, получить так называемую синергию.

Когда суммарный вектор коллектива равен не сумме векторов членов, а их произведению. Когда 1+1 равно не 2, а 11. Этой цели мы и достигаем на этом курсе.

То есть цель развития личности руководителя, когда от него не убегают, когда с ним сотрудничают. Когда к нему тянутся люди. Как к сильной личности. Как к обладателю какого-то ресурса. Как к мастеру, но его не боятся.

Но с другой стороны, к нему стремятся с определённой долей уважения. Потому что ни у кого и в мыслях не приходит, что с руководителем можно как-то вести себя не почтительно.

Чтобы стать сильной личностью, руководитель, с одной стороны, должен развивать бойцовские качества. Он не должен избегать схваток, он должен учиться сражаться.

Но, с другой стороны, обучаясь сражению, он должен учиться сдерживаться, и не эмоционировать без должной на то необходимости.

В конфликте руководитель не должен действовать эмоционально. Не должен действовать рефлекторно, это может оттолкнуть от него людей.

Руководитель должен быть аналитиком. Сдерживать свою силу. Понимать, что в «управленческой борьбе», в отличие от реальной физической схватки, счёт измеряется не на десятые доли секунды. И перед принятием важного управленческого решения необходима пауза, для анализа ситуации.

Значит, приучившись не реагировать автоматически, рефлекторно, а сначала анализировать это, руководитель учится предпринимать рациональные решения. И часто не такие, какие от него ждут.

Решения лидера, который чётко видит цель, они совсем не похожи на решения начальника, который где надо и не надо доказывает, что именно он здесь начальник.

Который самоутверждается за счёт своей должности. И на самом деле его цель, самоутвердиться, даже в ущерб целям компании.

Эффективный руководитель не эмоционирует вообще, если не видит никакого смысла. Он не действует - «потому что». Он действует - «для того чтобы». Если он не видит выгоды, не видит прибыли в перспективе, он и не действует. Он не тратит психическую энергию на вхолостую. Он сфокусирован на цель. Он заряжен на результат.

Пример подобной стратегии поведения, на основе выгоды, есть в этой статье. История с вакансией на должность финансового директора.

Сильная личность должна уметь быть безэмоциональной, должна уметь испытывать безразличие. Безразличие к событиям, которые нельзя обратить в выгоду. Вот там как раз действие, заключается в бездействии.

Развитие качеств личности руководителя

Бездействие, это то же действие. Фактически это поступок. И вот этот поступок приносит больше выигрыша, потому что руководитель игнорирует что-то из позиции силы.

Те, кто с ним общаются видят, что это не из позиции слабости. То есть сотрудники видят, что руководитель не растерян, не испуган, и не-не знает, что делать.

А когда бездействие с позиции слабости, это тоже может быть отсутствие реакции, знаете, такое бывает, столбняк напал. Прошло какое-то событие, и руководитель ошарашен, испуган.

Он не знает, как поступить. Он раздосадован каким-то хамством или подлостью. Он парализован. Это одно бездействие.

А лидерское бездействие, с позиции силы. Это когда: на что реагировать? Ну вот же он сказал… Ну и что. Вот это сила.

3. Задачи лидера в коллективе

Взаимопонимание между лидером и коллективом играет решающую роль в достижении успеха команды и компании в целом. Когда руководитель и сотрудники понимают и поддерживают друг друга, это создает атмосферу доверия и сотрудничества, где каждый чувствует свою значимость и вовлеченность в общий процесс.

Лидер, который умеет выслушивать и учитывать мнение команды, укрепляет мотивацию сотрудников, способствует их личностному и профессиональному росту.

Взаимопонимание помогает избегать конфликтов, снижает стресс на рабочем месте и повышает продуктивность. В итоге такой подход не только улучшает рабочий климат, но и усиливает сплоченность команды, что ведет к более высоким результатам.

Одна из важнейших целей для лидера – это достижение взаимопонимания с коллективом.

Это хорошо демонстрирует метафора с конным спортом.

Оказывается, в управлении лошадью есть несколько методов. Есть поводья, есть кнут или стек. Но профессионалы стеком практически не пользуются.

То есть кнут или стек, это такая вещь, которая должна быть, она входит в снаряжение, лошадь должна прекрасно знать, что это такое.

Но пользоваться им нельзя, так как ты сломаешь характер лошади, или она перестанет подчиняться. Потому что лошадь в принципе здоровее человека. Лошадь больше человека, и с ней ссориться проблематично.

Сотрудников в организации тоже больше и потенциально они мощнее. Руководитель один, и он должен, как-то с ними управляться.

И вот если с лошадью поссориться, то это будет плохо, так как она здоровее, и вам потом может «приложить».

И вот кнутом этим, или стеком практически не пользуются, только в исключительных случаях, в экстремальных ситуациях.

Поводья тоже вещь такая, у лошади очень нежные губы, и если сильно давить эти поводья, то лошадь станет нечувствительной.

И ей будет совершенно невозможно тонко управлять. Животное будет практически загублено, для нормальной выездки, для нормального управления.

Потому что нет тонкости, грубая сила только может работать. Ну и шпоры, а это вообще не почтенно, это такие уже экстремальные вещи.

Аналогия на управление персоналом. Если начальник не уважает подчинённых. Ведёт себя грубо, неуважительно. Это непременно скажется на мотивации, на инициативности сотрудников.

Что в итоге скажется на конкурентоспособности вашей команды, так как мотивированный сотрудник на несколько порядков эффективнее обиженного.

И чем же управляют? Управляют лошадью посадкой. И когда на лошадь садятся, лошадь сразу чувствует, кто на неё садится, как на неё садится, как сжимает коленями. И лошадь мгновенно понимает, с кем имеет дело.

И вот нормальная такая, не прогулочная лошадь, она не хочет подчиняться непрофессионалу. Потому что ей как бы стыдно, «стрёмно» что ли.

Типа я вот такое почтенное животное, а на меня какой-то мешок взгромоздился, и ещё что-то хочет. И вот она сразу, по первым движениям понимает, кто на неё сел.

И вот аналогия, есть руководитель, есть люди, и у людей есть самолюбие. Кто нами будет управлять?

О-кей, по должности ты начальник. Должность, как правило, не оспаривают.

Никто не говорит: «Ты не начальник, я буду начальником!», хватает того за грудки… Такого, как правило, никогда не происходит.

А теперь он должен показать лошадям, то бишь персоналу, что он действительно имеет право управлять.

Приведу пример из моей службы в армии. Если приходил новый командир, после учебной части, или его переводили из других частей. И если он не имел авторитета, ему никто не подчинялся.

Да на погонах у него были соответствующие знаки, но его не слушали. Или слушались в присутствии более старших офицеров.

При этом всем своим видом демонстрировали: «Ну поскольку так положено, то ладно уж, чего-нибудь сделаем…»

Но совершенно не было никакого авторитета у человека.

То есть звание, должность, авторитет не даёт. Более того, когда у человека есть должность, но который реально не может установить лидерскую власть, скорее это вызывает какую-то усмешку у подчинённых, или иронию: «Ну давай, звание-то ты имеешь, а теперь попробуй поруководи нами».

Личностное развитие руководителя

И вот основное управление — это коленями, то есть фактически посадкой.

И есть такой термин: «лошадь в руке». Он означает, что между всадником и лошадью есть полный диалог. То есть всадник лёгкими движениями корпуса направляет лошадь, и лошадь это чувствует.

Иными словами, лидерское управление, проходит как-то незаметно. Такими слабыми сигналами, лёгкими движениями корпуса, лёгкими колебаниями поводьев, всадник управляет лошадью.

Тогда у них есть хороший диалог. То есть они общаются на равных. Но при этом ни у кого не возникает вопроса, а кто из них старший.

То есть, есть диалог, но диалог, в котором каждый понимает своё место. Каждый уважает друг друга. Но ни у кого не возникает вопросов, кто кем управляет.

Делаем выводы на управление персоналом:

Руководитель не выпячивает свою власть. Он не пытается её демонстрировать, потому что, доказывающий слаб.

Раз необходимо демонстрировать власть. Говорить каким-то акцентированным голосом. Каким-то образом выпячивать свой авторитет. Говорить резко. Демонстрировать какие-то признаки власти, значит, какой это лидер?

Раз ему надо что-то доказывать. Раз ему надо каждый раз устанавливать власть, значит, на его роль лидера покушаются. Значит, мы постоянно пытаемся отстоять что-то.

И иногда возникает такая ситуация, любая нормальная лошадь, как и человек, не всегда рвётся скакать. Потому что скачка, это расход энергии.

И когда всадник хочет послать её в галоп, и лошадь принимает это, то через какое-то время она пытается как бы сбиться и перейти на более экономный вариант. То есть, это по сути, как вопрос: «Ты уверен, что галоп?»

И всадник должен очень точно это чувствовать.

И после «вопроса», всадник должен послать соответствующую команду. Например, коленями: «Да галоп, галоп!»

И тогда лошадь: «Ну галоп так галоп, ладно, так бы сразу и сказал». Ну и выходит на некий рабочий режим.

И в этом смысле лошади существа достаточно рациональные, и так пытаются проверить всадника: «Точно галоп? Может пошутил, может обойдёмся, может поскачем как-нибудь по-другому?»

У многих руководителей, на инсталляцию вот таких вот тонких, лидерских навыков управления уходят 10-ки лет. Но это время можно ускорить. Что если я скажу вам, что это всё реально освоить за 5-10 часов.

Итак, если вы чувствуете, что процесс управления людьми у вас занимает неоправданно много времени, много энергии.

Если вы часто испытываете эмоциональные перегрузки. И понимаете, что скорее рано, чем поздно это скажется на здоровье.

Если работа вас изматывает, обесточивает и уже не хватает энергии на развлечения, на отношения, на семью, то у вас не достаточно развиты лидерские качества. Поэтому запишитесь на этот курс и решите проблему за 5-10 часов.

Ведь всё-таки у нас работа для жизни, а не жизнь для работы.

Правда же?

Для работы живут рабы. Ну или биороботы.

Поэтому в приоритете должны быть человеческие потребности, а работа это средство для их удовлетворения.

4. Роль лидера в мотивации сотрудников

Наиважнейшая цель для лидера – это создание мотивированной команды. Но, как это сделать на практике?

Когда мы тем или иным образом стараемся запустить нашу группу в движение. Группа, или кто-то из группы, может как бы так попытаться проверить шефа: «Типа ты серьёзно? Точно будем делать, или так, поизображаем что-нибудь, а на самом деле потом доложим наверх, что то ли не смогли, то ли не получилось».

Руководитель должен всем своим поведением очень чётко поймать этот момент.

Чтобы максимально мотивировать сотрудников, руководителю, желательно вести себя с самого начала, так чтобы ни у кого не возникало больших сомнений, что это серьёзно.

Планирование, делегирование и проработка деталей, очень хорошо убеждает команду, что шеф очень серьёзен, что всё будет замечено.

Отмечены контрольные точки, рассчитаны ресурсы. Всё это наилучшим образом объясняет сотрудникам, что задача будет реализовываться.

Как только там есть множество поверхностности, не проработанности. Тогда есть шанс, что можно что-то не делать. Можно не напрягаться.

Потому что возможно это будет не замечено. Возможно, шеф сам не очень серьёзно к этому подошёл, раз так не проработано. Вот так, это всё плодит сомнения.

Нормальное планирование, хорошее управление, правильное делегирование, точки контроля. Всё это наилучшим образом убеждает сотрудников, что всё серьёзно.

Что с таким системно проработанным вопросом проще не бодаться. Гораздо проще его выполнить.

И тем более что понятно как выполнить. Понятна бонусная система, дорожка из жёлтого кирпича. «Морковка» тоже понятна.

С одной стороны, всё достаточно систематизировано, а именно выглядит, как система такая, как «пистолетик», убедительная такая настойчивость.

С этим как-то и сражаться не хочется, а с другой стороны «морковка» довольно сладкая. Чего же к ней не пойти-то.

Вся эта разность потенциалов уже снижает сопротивление. Но тем не менее сопротивление всегда возможно. Возможна управленческая борьба, и поэтому руководитель должен быть наготове.

Почему неправильно, когда руководитель не получает обратной связи от подчинённых? Когда он наскоро выпаливает, какое-то распоряжение, после чего убегает.

Торопливость вызывает у сотрудников иллюзию страха. Руководитель опасается контакта, опасается сопротивления, руководитель опасается управленческой борьбы.

Поэтому он боится находиться в контакте с подчинёнными. Так мы прибежали, быстро что-то сказали, так всё, всё, ну я пошёл. И ушли.

То есть руководитель ушёл из контакта. А если он избегает контакта, возможно, он боится борьбы. Боится каких-то слов, каких-то возражений.

Кстати, зачастую так руководители себя и ведут, опасаясь каких-то ехидных реплик, каких-то вопросов неконструктивных.

Они торопятся быстро всё высказать и убежать. Изобразив при этом, что им пора, им некогда мелочами заниматься. Учтите, смотрите, и ноги в двери…

На самом деле это говорит:

Идея первая, что действительно у человека мало времени. Но мы теперь понимаем, что если у вас мало времени, какого чёрта вы пришли работать с людьми. Если у вас нет времени управлять, надо менять профессию.

А иногда это происходит из-за нежелания вступать в какую-то конфронтацию. И тут уже всё понятно.

Когда руководитель убежал, кота нет, мыши пошли резвиться. Тут каждый будет высказывать своё мнение, каждый будет комментировать слова шефа.

И вряд ли группа будет сильно настроена на серьёзное отношение к работе. Они понимают, что «галопом» то можно не сильно скакать.

По крайней мере вырабатывается такое единое групповое мнение. Поэтому в конном спорте такие вот интересные аналогии.

Обратите внимание, хлыстом нельзя работать. Положение о наказании есть, но его не надо слишком часто применять. Кроме как если есть явный экономический вред.

А административные нарушения, необязательность, несдача отчёта, опоздания, отсутствие звонка. Ну можно ввести регламент, что за это наказывают, пользоваться этим нельзя.

То есть руководитель вместо того, чтобы управлять, использует набор хлыстов. И есть такой запрос, как ещё можно наказать. А зачем наказывать?

Ну если они не подчиняются, надо приводить к подчинению, а не наказывать за неподчинение.

Основная цель руководителя, это не допустить, чтоб сотруднику в голову пришло, совершить проступок, заслуживающий наказания. Вот цель руководителя.

То есть наказания могут быть за это, за то, за сё. Но цель руководителя — не допустить этого поступка, не позволить сотруднику совершить проступок, например, с помощью контроля.

А с помощью лидерства, отбить у него вообще всё желание думать в ту сторону.

Прокачать лидерство и все сопутствующие навыки можно всего за несколько часов, для этого нужно записаться на этот курс.

5. Развитие лидерских качеств — 3 фишки

Александр Левин

Возможно, вам также будет интересно:

Комментарии для сайта Cackle
arrow