Психология управления персоналом
  • Как научится управлять людьми?
  • Психология управления персоналом
  • Приёмы психологического воздействия
  • Как воздействовать на людей?
  • Как заставить сотрудника работать?

Делегирование – просто о сложном!

Содержание:

1. Что такое делегирование?
2. Зачем нужно делегировать?
3. Какие задачи можно и нужно делегировать?
4. Что нельзя делегировать?
5. Что может дать делегирование полномочий?
6. Как правильно делегировать задачи
7. Как научиться делегировать?
8. Ошибки делегирования и как их избежать
9. Как правильно делегировать – видео

1. Что такое делегирование?

Плох тот подчиненный, который не хочет стать начальником. Но часто из отличных исполнителей, получаются никакие руководители. Почему?

Всё дело в том, что суть делегирования состоит не в выполнении поручений начальника, а в постановке задач подчинённым, и это совсем разные вещи! И самая распространённая ошибка на постсоветском пространстве, это ставить самого хорошего исполнителя на руководящую должность!

Делегирование – это акт передачи власти, полномочий, работы или обязанностей другому человеку. Процесс делегирования проходит сверху вниз, то есть от руководителя к подчинённому.

ТОП - 5 самых важных статей для руководителя:

Пример делегирования власти или полномочий. Президент назначает своего полномочного представителя в определённом регионе. И он уже от имени президента дрючит местных чиновников.

Пример делегирования задачи. Бригадир назначает двух рабочих для покраски забора, даёт им срок, даёт техническое задание. Сколько слоёв краски, и какого цвета должно быть. Какое наказание последует, если задание будет выполнено не качественно.

И так что такое делегирование понятно. А зачем оно вообще нужно?

2. Зачем нужно делегировать?

Конкуренция в бизнесе требует эффективного управления. А если вся власть сосредоточивается в одних руках, и нет четкого распределения обязанностей между сотрудниками, то руководитель пророчит себе завязнуть в мелких проблемах и задачах.

Зачем делегировать

У него не будет развития и движения вперед. Гарантирован стресс и недовольство работой, как следствие снижение эффективности. Чтобы этого избежать, нужно переложить часть работы, и полномочий на других, и руководитель должен в любом случае делегировать рутинную и повторяющуюся работу.

Таким образом цель делегирования - это освободить время руководителя для более важных дел. Но не всю работу нужно делегировать.

3. Какие задачи можно и нужно делегировать?

  • Рутинную работу, которая не требует особых навыков. Например, отправка почты, звонки с целью уточнения и т.д.
  • Конкретную работу, за которую отвечает сотрудник, если она прописана в должностной инструкции. Не берите на себя функции бухгалтера или менеджера по продажам, даже если Вы до этого отлично справлялись с ними. Ваш сотрудник может и должен выполнять все это самостоятельно.
  • Подготовительную работу. Всегда пробуйте давать задания и учите работать. Если предстоит важное совещание или встреча, поручайте собирать информацию, приглашать, договариваться. Все, что могут делать другие, нужно делегировать.

Как стать жёстким руководителем

4. Что нельзя делегировать?

  • Подчинённым нельзя делегировать постановку стратегических целей на долгосрочную перспективу;
  • Мотивацию сотрудников;
  • Контроль над результатом работы коллектива;
  • Вопросы, где требуется срочное решение, с большой степенью риска, и материальной ответственностью;
  • Конфиденциальные задачи;
  • Поощрение сотрудников.

5. Что может дать делегирование полномочий?

  • Основная причина, по которой следует делегировать ряд своих полномочий другим - это возможность освободить себе время для более важных вопросов. Руководитель, который сам пишет письма и составляет прайс-листы, вызывает лишь сожаление. Когда же ему развивать бизнес?
  • Делегируя задачи сотрудникам, вы повышаете квалификацию сотрудников, их уверенность в своих силах. Таким простым образом можно "вырастить" себе отличного помощника, который будет понимать Вас с полуслова.
  • Делегирование полномочий обеспечивает рост компании, масштабируемость бизнеса, открытие новых филиалов.
  • Делегирование ответственности, обеспечит карьерный рост отдельных сотрудников, что непременно скажется на их мотивации. И это далеко не весь список положительных сторон.

6. Как правильно делегировать задачи

Как же грамотно передавать права и обязанности, какими принципами руководствоваться, чтобы процесс делегирования был прост и понятен.

  1. Для начала оцените работу всего коллектива и выделите, тех людей, которым Вы доверяете, и готовы делегировать свои полномочия.
  2. Распределите рутинную работу между этими сотрудниками. Если взвалите все на одного человека, рискуете потерять его энтузиазм и мотивацию.
  3. Дальше стоит подготовить работника, сформулировать четко задачу и создать мотивацию. Нужно показать, как делать эту работу, дать образец.
  4. Дальше сотрудник может выполнить это задание самостоятельно, но под Вашим присмотром.
  5. Ну, а в дальнейшем, оставить лишь контролирующую часть за собой, а исполнение полностью поручить кандидату.

Это только на начальном этапе делегирования кажется, что никто не в силах сделать лучше Вас работу. Но, например, заказ и пополнения ассортимента магазина одежды можно поручить старшему продавцу. Предварительно объяснив и показав все нюансы.

В этом случае, делегировав больше полномочий, Вы сможете повысить и показатели продаж. Ведь руководитель опирается только на отчеты о продажах, а человек, что непосредственно задействован в процессе продаж, владеет большей информацией. Он слышит вопросы самих покупателей, их пожелания, и сможет все это грамотно учесть в заявке.

7. Как научиться делегировать?

Но, если руководитель и понимает, что хочет от подчиненных, то часто сталкивается с проблемой, как им это объяснить. Для этого четко ответьте себе на ряд вопросов, а потом выполняйте распределение обязанностей между сотрудниками, следуя этому плану. Рассмотрим на конкретном примере.

  1. Что? Сформулируйте, что Вы хотите делегировать. Вы хотите передать еженедельные заказы продаваемых товаров? Что для этого нужно конкретно сделать? В каком виде это нужно дать поставщику? Есть ли четкие рамки этого задания, и возможны ли корректировки?
  2. Кто? Кто может помочь в этом задании, и кто четко за него отвечает? В какой мере ответственность несете Вы и исполнитель. На каких этапах, и кто контролирует данный вопрос?
  3. Почему? Для чего вообще стоит пополнять каждую неделю ассортимент товара, и что может произойти, если этого не делать? Нужно чётко донести до сотрудника важность задачи, это создаст нужную мотивацию.
  4. Как? Один из самых важных вопросов. Вам не только стоит объяснить, как происходит сам процесс, но и учесть все нюансы. Кого проинформировать в случае задержки поставки. Как можно изменить заказ, и на каких этапах это еще можно сделать?
  5. С помощью чего? Расскажите обо всем. Как можно посмотреть продажи в программе за разные периоды, увидеть остатки на складе, дайте все контакты, что могут пригодиться исполнителю, вплоть до службы поддержки и охраны.
  6. Когда? Четко установите временные рамки, когда сотрудник должен приступить к работе и сдать ее. Если есть необходимость, установите промежуточные сроки, когда Вы должны проконтролировать этапы работы.

8. Ошибки делегирования и как их избежать

Но, даже четко соблюдая все принципы и правила делегирования, можно столкнуться с проблемами. Какие же основные ошибки могут быть у руководителей. Их необходимо знать, чтобы избежать неприятностей.

  1. Плохая постановка задач сотрудникам. Вы могли упустить, и не объяснить степень значимости вопроса. Ведь для сотрудника может быть не понятным, что банальное письмо с приглашением на открытие магазина, которое он забыл отправить, является Вашей стратегией по привлечению оптового клиента на перспективу.
  2. Если Вы рассчитываете, что работник сам догадается и выполнит работу, которую Вы ждете, то очень зря. Инструктаж о должностных обязанностях должен быть проведен, как только Вы приняли на себя руководящие обязательства. И четкое понимание человеком, что он должен делать и за что отвечать, позволит избежать многих проблем и конфликтов.
  3. Не правильный выбор делегата. От этой ошибки никто не застрахован. Вы могли ошибиться, сотрудник мог переоценить себя. Здесь главное вовремя урегулировать проблему. Важно в таком случае не упускать процесс контроля, и вовремя сменить кандидатуру.
  4. Очень часто, если руководитель имеет дружественные отношения с коллективом, подчиненные отказываются всерьез воспринимать задания и не оценивают их важности. Это подрывает Ваш авторитет. Начальник должен уметь быть жёстким руководителем, а уж потом другом. Будьте наставником, что не просит выполнить, а дает поручения, обязательные для исполнения.
  5. Боязнь совершить ошибку. Все мы люди можем допускать неточности в своей работе. И Вы, как управленец, тоже не идеал. Не бойтесь ошибок, это путь к развитию навыков.

Как стать сильным руководителем!

Как видите, быть руководителем куда сложнее, чем может казаться. Это не только престижно, высокооплачиваемо и интересно, это огромный труд, который предполагает наличие знаний, не только продаж или производства, но и психологии.

Нужно на внутреннем уровне чувствовать весь коллектив, и каждого человека в отдельности, уметь грамотно распределять обязанности и контролировать.

Главное пробовать, искать пути решения, а не стоять на месте и взваливать на себя все проблемы. Не бойтесь делать ошибки, это даст бесценный опыт, и научит Вас многому.

А чтобы совершать меньше ошибок рекомендую ознакомится со следующими материалами: "Статьи по управлению персоналом"

9. Как правильно делегировать – видео

Что еще можно добавить к вышесказанному? Напишите в комментариях!

Комментарии для сайта Cackle

Полезная информация? Плюсани в социалки!