Как наладить трудовую дисциплину в коллективе
1. Трудовая дисциплина – это основа эффективного рабочего процесса
Налаженная трудовая дисциплина — это основа продуктивной работы любого коллектива.
Когда сотрудники принимают правила и придерживаются их, работа становится эффективной и слаженной.
Однако вопрос о том, как наладить дисциплину в коллективе и как дисциплинировать сотрудников, остаётся актуальным для многих руководителей.
Дисциплина в работе — это не только соблюдение распорядка, но и культура ответственности и уважения, которая помогает поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе.
Есть всего 3 способа поддерживать трудовую дисциплину:
- Страх перед увольнением;
- Страх перед начальником;
- Единомыслие коллектива с руководителем. То есть одни приоритеты, и чёткое совпадение целей.
Но такое редко бывает, особенно если коллектив состоит из представителей низших слоёв населения, там работает только страх.
Чем выше образование и квалификация персонала, тем легче найти взаимопонимание и создать идеальные условия для работы.
А пример, как следует «учить» людей низшей степени осознанности, подобным «Шарикову» и «Швондеру», в этой статье >>>.
Назначение на руководящую должность – это отличный скачок в карьере. Но одновременно и огромный стресс, который не всегда по плечу молодым и неопытным управленцам.
Основной их проблемой становятся завоевание авторитета и поддержание дисциплины в трудовом коллективе.
Часто причина стресса — это неадекватно заниженная самооценка, иррациональные страхи при общении и чувство вины.
Про глубинные причины этого и как всё исправить читайте здесь >>>.
Каждый новоиспечённый руководитель должен осознать, что дисциплина – это основа успешной работы. От неё напрямую зависит карьера самого руководителя.
При этом важно понимать, что строгая дисциплина в коллективе должна соблюдаться независимо от стиля руководства.
И это касается не только авторитарного, но и демократического стиля управления. Обеспечить порядок в компании, можно только наладив в нём трудовую дисциплину.
Кстати, суть этого термина часто ускользает от неопытных управленцев. Им трудно понять, на что обращать первоочередное внимание, приступая к руководству коллективом.
Трудовая дисциплина — это:
- Соблюдение всеми сотрудниками правил внутреннего распорядка;
- Своевременное и добросовестное выполнение работниками своих должностных обязанностей, прописанных в должностных инструкциях и ознакомленных под роспись;
- Использование рабочего времени только на исполнение своих трудовых функций;
- Чёткое и незамедлительное исполнение распоряжений руководства, касающихся их должностных обязанностей.
Важно помнить, что дисциплину в коллективе нужно поддерживать постоянно, а при отсутствии контроля она сходит на нет.
2. Причины снижения трудовой дисциплины работников
2.1. Основа дисциплины в коллективе
Основой дисциплины в коллективе является твёрдый и авторитетный руководитель.
Поэтому, если у вас мягкий характер, и вы хотите строить карьеру руководителя, вам нужно срочно решить проблему с характером.
Непростительная ошибка руководителя это «страусиное поведение» — прятать голову в песок, и стараться не замечать проблем.
Единственная важная вещь, о которой вы должны постоянно думать – это ваше будущее.
Ведь если вы сейчас не зафиксируете для себя, что у вас есть проблема с характером, то вы НИКОГДА её не решите!
Тем самым вы обрекаете себя на постоянный стресс, неуважение, и отсутствие карьерного роста!
В серьёзных печатных изданиях для руководителей содержится немало статей с анализом причин снижения дисциплины.
Они состоят из таблиц, схем, диаграмм и расчётов, которые дают массу ненужной и на практике абсолютно неприменимой информации.
Я скажу проще – причиной всех проблем с дисциплиной, является руководитель коллектива.
Если вы ещё недавно на своей должности, но уже заметили снижение эффективности труда у сотрудников, то даже не сомневайтесь – причина этих неприятных перемен, вы. И начинать нужно с себя.
2.2. Дисциплина в коллективе и эволюция
Почему сотрудники нарушают дисциплину?
Этому есть простое объяснение. Просто эволюцией так заложено экономить энергию.
Если нет угрозы выживанию, то организм будет включать «вату», такое вялое поведение, и неправильно расставлять приоритеты.
То есть сотрудник не будет считать приоритетными решать задачи, поставленные руководителем. Он будет делать видимость работы ровно настолько, чтоб его не уволили.
Задача руководителя сделать приоритетом номер один, задачи рабочего процесса.
2.3. Пример сознательного нарушения трудовой дисциплины
Такая ситуация очень распространена. Пример: коллектив остался без руководителя, а на его место прочили одного из сотрудников.
Но вышестоящее руководство распорядилось иначе, и должность была отдана вам – человеку со стороны.
В этом случае сотрудники сознательно создают такую атмосферу, в которой любое распоряжение начальника будет встречаться в «штыки» и исполняться «спустя рукава».
Мне довелось побыть на месте такого руководителя. Меня взяли на должность директора 2 магазинов косметики.
А девушку, которую коллектив просто обожал и прочил в начальники, перевели на склад.
Целых три месяца каждый рабочий день напоминал театр военных действий.
2.4. Дисциплина в коллективе и некомпетентность руководителя — Пример
Эта ситуация немного похожа на предыдущую, но всё же имеет существенные отличия:
- управленцем становится кто-то из сотрудников;
- руководитель зачастую не обладает достаточной базой знаний для координации работы сотрудников;
- новый начальник не разбирается в тонкостях бизнес-процессов, старается компенсировать свою некомпетентность в рабочих вопросах штрафными санкциями или другими методами принуждения.
Так сложилось, что я была знакома с бизнесменом, владеющим небольшим мебельным производством. Оно приносило ему постоянные проблемы: срывы сроков заказа, брак в работе, текучка кадров.
Как оказалось, загвоздка была в начальнике цеха, который был без профильного образования и банального умения читать чертежи.
2.5. Как дисциплинировать сотрудников – ошибки
К сожалению, даже опытные управленцы совершают ошибки. Что уж говорить о новичках, разрывающихся между «понравиться» и «добиться беспрекословного подчинения».
Чаще всего новоявленные руководители совершают какие-либо из следующих ошибок:
- Не считают нужным самим соблюдать дисциплину. Это мгновенно расхолаживает коллектив;
- С трудом выдерживают дистанцию. С подчинёнными нельзя дружить, но при этом важно быть открытым к диалогу;
- Теряются в критических ситуациях. Авторитетным начальником может быть тот, кто способен быстро решить задачу, неподвластную целому отделу. Это само придёт с опытом, путём концентрации внимания на ключевых проблемах;
- Не работают над речью и постановкой голоса. Сделайте аудиозапись своего разговора, прослушайте её – наверняка вы обнаружите, что ваш тон далёк от начальственного, а речь изобилует словами-паразитами.
Если вы испытываете стресс в управлении подчинёнными. А хотите, чтоб люди подчинялись автоматически. То есть инстинктивно признавали вас лидером.
При этом не хотите проходить дорогостоящих тренингов. Хотя и чувствуете, что подвергаете себя нервному срыву, действуя на пределе ресурсов психики.
То пройдите тест из 9 вопросов, чтоб узнать истинную причину, почему другим руководителям подчиняются, а вам нет.
Пройди тест3. Почему некоторые руководители стараются не замечать нарушения трудовой дисциплины
Многие новоявленные управленцы сознательно допускают разболтанность в коллективе.
Что толкает их к такому «страусиному» поведению?
Банальное отсутствие управленческих навыков и страх.
Противопоставить себя целому коллективу очень сложно психологически. Поэтому когда сотрудники начинают испытывать начальника на прочность, он чаще всего теряется.
В такой ситуации неплохо работает метод: «Разделяй и властвуй». Он описан в этой статье >>>
Чтобы прослыть современным и демократичным, молодой руководитель берёт за основу (порой неосознанно) тактику «заискивания».
Он потакает большей части капризов сотрудников. Не замечает их выходок.
Он питает надежду, что со временем его подход будет высоко оценён работниками, которые проникнутся уважением к такому человечному руководителю.
К сожалению, так никогда не происходит. Я сама наступила на те же грабли, впервые взяв на себя руководство тремя кафе.
Повара этих заведений постоянно устраивали мне мини-забастовки перед важными банкетами.
Мне приходилось давать им поблажки, чтобы не остановить работу кафе. В итоге рабочий процесс превратился в настоящий балаган.
Я приняла решение уволить смутьянов и с новыми сотрудниками выстраивала отношения уже совсем иначе.
4. Правовые основы дисциплины труда
Самый быстрый способ наладить трудовую дисциплину в коллективе, это уволить самых отъявленных смутьянов.
Если вы беспокоитесь о законности ваших действий, изучите ТК РФ статью 192 - дисциплинарные взыскания.
Всё, что вам нужно, это зафиксировать нарушение трудовой дисциплины. Взять объяснения работника, и объявить замечание или выговор.
А при следующем дисциплинарном проступке, вы совершенно законно имеете право его уволить.
Чтобы руководитель не мучился чувством вины, рекомендую переложить с себя ответственность за увольнение на самого сотрудника.
То есть сначала предупредить, что при дальнейшем нарушении будет увольнение.
И сказать, чтоб он обижался только на себя. Что вы его не один раз предупреждали, и оставаться крайним вы за него больше не будете.
5. Инструменты поддержания дисциплины
Применяется, когда дисциплина уже налажена. Все смутьяны уволены и коллектив сложился. А руководителю нужно только поддерживать лояльность сотрудников.
Проводились многие эксперименты над приматыми, и из них вытекает, что мозг фиксирует «поглаживания» со стороны других членов стаи. И это формирует отношения в коллективе.
Грамотный управленец может назвать не только сильные и слабые стороны того либо иного члена коллектива, но и знаком с его:
- домашними проблемами;
- стремлениями;
- страхами и так далее.
Сразу скажу, что быть таким руководителем непросто. Но результат подобного подхода превосходит все ожидания.
Вы сможете мотивировать своих сотрудников именно тем, что ценно для каждого из них. Например:
- один ждёт продвижения по службе;
- другой мечтает о летнем отпуске;
- третьему необходимо «эмоциональное поглаживание» - признание его успехов.
В итоге вы получаете слаженную, эффективную работу, а коллектив – мудрого и справедливого управленца.
Сознательно выстроить такую команду могут только природные лидеры. Но с приходом западных психотехнологий – это доступно практически любому.
Техники для развития эмпатии и прокачки личностных качеств, я даю на этом курсе.
6. Как наладить и поддерживать соблюдение трудовой дисциплины – примеры из жизни
Каждого новоявленного руководителя интересуют конкретные примеры, позволяющие поднять свой авторитет, и поддерживать соблюдение трудовой дисциплины в коллективе.
Я расскажу о некоторых, которые когда-то помогли мне.
6.1. Дополнительные рабочие часы
В 20 с небольшим лет я внезапно стала управляющей трёх кафе с весьма строптивым многонациональным коллективом. Который абсолютно не привык выполнять распоряжения. Естественно, что в заведениях царил дух опозданий.
После полугода борьбы с ними я, наконец, нашла эффективный метод – каждый опоздавший получал 2-3 дополнительных часа работы.
Причём трудиться сотрудник должен был не на своём рабочем месте. А на мойке или других местах, где рабочие руки всегда нужны.
После вспышки недовольства опоздания резко сократились. А через несколько недель они и вовсе стали редким явлением.
6.2. Коллективная премия
В этом разделе мы не говорим о специальном материальном стимулировании. Этот совет подойдёт тем руководителям, на чьих предприятиях изначально заложена система премирования.
У нас так и было, но я её немного видоизменила. Мне пришлось просидеть долгие вечера за разработкой системы баллов, отражающей работу сотрудника за месяц.
Перед выплатой заработной платы мы собирались всем коллективом и вместе оценивали деятельность каждого сотрудника.
Важно, что сам факт выплаты премиальных всем работникам кафе, находился в зависимости от работы каждого. По итогу из-за 2-3 лоботрясов без поощрения могли остаться все.
6.3. Метод замещения
Он очень помог мне на первых порах. Когда передо мной было три абсолютно разных коллектива, встал вопрос об эффективном управлении, исходя из их особенностей.
Здесь на помощь пришёл очень интересный метод – я назначала своего заместителя в каждый из коллективов.
В компетенции зама было решение общих организационных вопросов, и ежедневный доклад мне о положении дел. А также их могли делегировать ко мне со списком просьб и предложений.
В итоге за полгода я получила массу полезной информации о своих сотрудниках. Сумела на деле проверить их способности, личные качества. А также произвела отсев лоботрясов и нарушителей дисциплины.
Им было очень тяжело нарушать правила, когда каждый проступок сразу же виден заместителю и не остаётся без наказания.
6.4. Метод утренних планёрок
Каждое утро руководитель проводит короткое совещание со своими подчинёнными.
Он спрашивает с подчинённых результат их работы за предыдущий день, и ставит задачу на текущий день.
Это позволяет сконцентрировать внимание на задачах. Мобилизует внимание сотрудников.
Предотвращает уход их в «вату», то есть в вялое, непродуктивное состояние. Итак, трудовая дисциплина, наверное, самый эффективный инструмент в работе руководителя.
Наладить дисциплину в коллективе — задача, требующая от руководителя профессионализма и лидерских качеств.
Важно помнить, что трудовая дисциплина — это не только система наказаний, но и комплекс мер по мотивации, обучению, поддержке и развитию доверительных взаимоотношений с сотрудниками.
Умение дисциплинировать сотрудников заключается в создании справедливых и понятных правил, а также в прокачке жёсткости и авторитета руководителя.
Возможно, вам также будет интересно:
- Как морально наказывать подчинённых;
- Как наказать подчинённого и не обидеть его;
- Как управлять своей жизнью — психология.