Психология управления персоналом
  • Как научится управлять людьми?
  • Психология управления персоналом
  • Приёмы психологического воздействия
  • Как воздействовать на людей?
  • Как заставить сотрудника работать?

Как наладить и поддерживать трудовую дисциплину в коллективе

Содержание:

1. Трудовая дисциплина – это основа эффективного рабочего процесса
2. Причины снижения трудовой дисциплины работников
3. Почему некоторые руководители стараются не замечать нарушения трудовой дисциплины
4. Правовые основы поддержания служебной дисциплины
5. Инструменты поддержания дисциплины
6. Как наладить и поддерживать соблюдение трудовой дисциплины – примеры из жизни
  • Вам еще не надоело работать за своих подчинённых?
  • Кто сказал, что очень тяжело уволить работника?
  • Как поддерживать трудовую дисциплину в коллективе?

Есть всего 3 способа поддерживать трудовую дисциплину:

  1. Страх перед увольнением;
  2. Страх перед начальником;
  3. Единомыслие коллектива с руководителем. То есть одни приоритеты, и чёткое совпадение целей. Такое редко бывает если коллектив состоит из представителей низших слоёв населения. Там работает только страх. Чем выше образование и квалификация, тем легче найти взаимопонимание и создать идеальные условия для работы.

ТОП - 5 самых важных статей для руководителя:

1. Трудовая дисциплина – это основа эффективного рабочего процесса

Назначение на руководящую должность – это отличный скачок в карьере, но одновременно и огромный стресс, который не всегда по плечу молодым и неопытным управленцам. Основной их проблемой становятся завоевание авторитета и поддержание дисциплины в трудовом коллективе.

Каждый новоиспеченный руководитель должен осознать, что дисциплина – это основа успешной работы в любом направлении и от нее напрямую зависит стабильность рабочего процесса.

При этом важно понимать, что строгая дисциплина в коллективе должна соблюдаться независимо от стиля руководства. Вы можете выбрать авторитарный или, даже демократичный стиль управления, но стать успешным руководителем можно только, наладив в нем трудовую дисциплину.

Кстати, суть этого термина часто ускользает от неопытных управленцев. Им трудно понять, на что обращать первоочередное внимание, приступая к руководству рабочим процессом.

Трудовая дисциплина это:

  • соблюдение всеми сотрудниками без исключения правил внутреннего распорядка;
  • своевременное и добросовестное выполнение работниками своих должностных обязанностей;
  • использование рабочего времени только на решение поставленных руководством задач;
  • четкое и незамедлительное исполнение всех распоряжений руководства.

Важно помнить, что дисциплину в коллективе нужно поддерживать постоянно. Она является величиной непостоянной, и при отсутствии контроля сходит на нет.

2. Причины снижения трудовой дисциплины работников

2.1. Дисциплина в коллективе и авторитет руководителя

Что я ненавижу в слабых руководителях, так это попытки всячески оправдать своих подчинённых. Если у вас мягкий характер, и вы хотите строить карьеру руководителя, вам нужно срочно решить проблему с характером.

Непростительная ошибка руководителя это «страусинное поведение» - прятать голову в песок, и стараться не замечать проблем.

Единственная важная вещь о которой вы должны постоянно думать – это ваше будущее. Ведь если вы сейчас не зафиксируете для себя что у вас есть проблема с характером, то вы НИКОГДА её не решите! Тем самым вы обрекаете себя на постоянный стресс, неуважение, и отсутствие карьерного роста!

Как прокачать свой характер, читайте здесь.

Скачать книгу!

В серьезных печатных изданиях для руководителей содержится немало статей с анализом причин снижения дисциплины. Они состоят из таблиц, схем, диаграмм и расчетов, которые дают массу ненужной и на практике абсолютно неприменимой информации. Мы скажем проще – причиной всех проблем с дисциплиной является руководитель коллектива.

Если вы еще недавно на своей должности, но уже заметили снижение эффективности труда у сотрудников, то даже не сомневайтесь – причина этих неприятных перемен в отсутствие авторитета. И начинать нужно с себя.

2.2. Дисциплина в коллективе и эволюция?

Почему люди саботируют дисциплину, этому есть простое объяснение. Просто эволюцией так заложено экономить энергию. Если нет угрозы выживанию, то организм будет включать «вату», такое вялое поведение, и не правильно расставлять приоритеты.

То есть сотрудник не будет считать приоритетными решать задачи поставленные руководителем. Он будет делать видимость работы ровно настолько, чтоб его не уволили. Задача руководителя сделать приоритетом номер один, задачи рабочего процесса.

2.3. Сознательное нарушение трудовой дисциплины

Такая ситуация очень распространена, пример: коллектив остался без руководителя, а на его место прочили одного из сотрудников, но вышестоящее руководство распорядилось иначе и должность была отдана вам – человеку со стороны.

В этом случае сотрудники сознательно создают такую атмосферу, в которой любое распоряжение будет исполняться, спустя рукава.

Мне довелось побыть на месте такого руководителя. Меня взяли на должность директора 2 магазинов косметики, а девушку, которую коллектив просто обожал и прочил в начальники, перевели на склад. Целых три месяца каждый мой рабочий день напоминал театр военных действий.

2.4. Дисциплина в коллективе и некомпетентность руководителя

Эта ситуация немного похожа на предыдущую, но все же имеет существенные отличия:

  • управленцем становится кто-то из сотрудников;
  • руководитель зачастую не обладает достаточной базой знаний для координации работы сотрудников;
  • новый начальник не разбирается в тонкостях психологии, старается компенсировать свою некомпетентность в рабочих вопросах штрафными санкциями или другими методами принуждения.

Так сложилось, что я была знакома с бизнесменом, владеющим небольшим мебельным производством. Оно приносило ему постоянные проблемы: срывы сроков заказа, брак в работе, текучка кадров.

Как оказалось, загвоздка была в начальнике цеха, который без профильного образования и банального умения составлять чертежи пытался руководить людьми, способными в одиночку создать и воплотить в жизнь проект.

2.5. Как дисциплинировать сотрудников – ошибки

К сожалению, даже опытные управленцы совершают ошибки. Что уж говорить о новичках, разрывающихся между «понравиться» и «добиться беспрекословного подчинения».

Чаще всего новоявленные руководители совершают какие-либо из следующих ошибок:

  • не считают нужным самим соблюдать дисциплину (это мгновенно расхолаживает коллектив);
  • с трудом выдерживают дистанцию (с подчиненными нельзя дружить, но при этом важно быть открытым к диалогу);
  • теряются в критических ситуациях (авторитетным начальником может быть лишь тот, кто способен быстро решить задачу, неподвластную целому отделу. Это само придёт с опытом, путём концентрации внимания на ключевых проблемах);
  • не работают над речью и постановкой голоса (сделайте аудиозапись своего разговора, прослушайте ее – наверняка вы обнаружите, что ваш тон далек от начальственного, а речь изобилует словами-паразитами).

3. Почему некоторые руководители стараются не замечать нарушения трудовой дисциплины

Знаю, что многие новоявленные управленцы сознательно допускают разболтанность в коллективе. Что толкает их к такому «страусинному» поведению?

Банальное отсутствие управленческих навыков и страх. Противопоставить себя целому коллективу очень сложно психологически. Поэтому, когда сотрудники начинают испытывать начальника на прочность, он чаще всего теряется.

Чтобы прослыть современным и демократичным, молодой руководитель берет за основу (порой неосознанно) тактику «заискивания». Он потакает большей части капризов сотрудников, не замечает их выходок в надежде, что со временем его подход будет высоко оценен работниками, которые проникнутся уважением к такому человечному руководителю.

Как стать сильным руководителем!

К сожалению, так никогда не происходит. Я сама наступила на те же грабли, впервые взяв на себя руководство тремя кафе. Повара этих заведений постоянно устраивали мне мини-забастовки перед важными банкетами.

Мне приходилось давать им поблажки, чтобы не остановить работу кафе. В итоге рабочий процесс превратился в настоящий балаган. Я приняла решение уволить смутьянов и с новыми сотрудниками выстраивала отношения уже совсем иначе.

4. Правовые основы поддержания служебной дисциплины

Виды взысканий за нарушение трудовой дисциплины

Самый быстрый способ наладить трудовую дисциплину в коллективе, это уволить самых отъявленных смутьянов. Если Вы беспокоитесь о законности ваших действий, изучите ТК РФ статью 192 - дисциплинарные взыскания.

Все, что Вам нужно, это зафиксировать нарушение трудовой дисциплины, взять объяснения работника, и объявить замечание или выговор. А при следующем дисциплинарном проступке,вы совершенно законно имеете право его уволить.

Что-бы руководитель не мучился чувством вины, нужно переложить с себя ответственность за увольнение на самого сотрудника.
То есть сначала предупредить, что при дальнейшем нарушении будет увольнение. И сказать чтоб он обижался только на себя, и вы его не один раз предупреждали, и что крайним вы за него больше не будете.

5. Инструменты поддержания дисциплины

Применяется когда дисциплина уже налажена, все смутьяны уволены и коллектив сложился, а руководителю нужно только поддерживать лояльность сотрудников.

Проводились многие эксперименты над приматыми, и из них вытекает что мозг фиксирует "поглаживание" с стороны других членов стаи, и это формирует отношения в коллективе. В нашем случае формирует лояльность к руководителю. Получается некая форма дрессировки, сотрудник демонстрирует нужное нам поведение, мы проявляем внимание к его персоне.

Об этом написано очень много, поэтому я не буду давать вам банальные алгоритмы из разрядов «поднятие мотивации» и «материальное стимулирование». Мы поговорим о том, что действительно дает хороший результат – будьте тонким психологом, который имеет свой подход к каждому сотруднику. Грамотный управленец может назвать не только сильные и слабые стороны того либо иного члена коллектива, но и знаком с его:

  • домашними проблемами;
  • стремлениями;
  • страхами и так далее.

Сразу скажу, что быть таким руководителем непросто, но результат подобного подхода превосходит все ожидания. Вы сможете мотивировать своих сотрудников именно тем, что ценно для каждого из них. Например:

  • один ждет продвижения по службе;
  • другой мечтает о летнем отпуске;
  • третьему необходимо «эмоциональное поглаживание» - признание его успехов.

В итоге вы получаете слаженную, эффективную работу, а коллектив – мудрого и справедливого управленца.

6. Как наладить и поддерживать соблюдение трудовой дисциплины – примеры из жизни

Каждого новоявленного руководителя интересуют конкретные примеры, позволяющие поднять свой авторитет, и поддерживать соблюдение трудовой дисциплины в коллективе. Я расскажу о некоторых, которые когда-то помогли мне.

Дисциплинарное наказание

6.1. Дополнительные рабочие часы

В 20 с небольшим лет я внезапно стала управляющей трех кафе с весьма строптивым многонациональным коллективом, который абсолютно не привык выполнять распоряжения. Естественно, что в заведениях царил дух опозданий.

После полугода борьбы с ними я, наконец, нашла эффективный метод – каждый опоздавший получал 2-3 дополнительных часа работы. Причем трудиться сотрудник должен был не на своем рабочем месте, а на мойке или других местах, где рабочие руки всегда нужны. После вспышки недовольства опоздания резко сократились. А через несколько недель они и вовсе стали редким явлением.

6.2. Коллективная премия

В этом разделе мы не говорим о специальном материальном стимулировании. Этот совет подойдет тем руководителям, на чьих предприятиях изначально заложена система премирования.

У нас так и было, но я ее немного видоизменила. Мне пришлось просидеть долгие вечера за разработкой системы баллов, отражающей работу сотрудника за месяц. Перед выплатой заработной платы мы собирались всем коллективом и вместе оценивали деятельность каждого сотрудника.

Важно, что сам факт выплаты премиальных всем работникам находился в зависимости от работы каждого. По итогу из-за 2-3 лоботрясов без поощрения могли остаться все.

6.3. Метод замещения

Он очень помог мне на первых порах. Когда передо мной было три абсолютно разных коллектива, встал вопрос об эффективном управлении, исходя из их особенностей. Здесь на помощь пришел очень интересный метод – я назначала своего заместителя в каждый из коллективов, в компетенции которого было решение общих организационных вопросов, и ежедневный доклад мне о положении дел. Также их могли делегировать ко мне со списком просьб и предложений.

В итоге за полгода я получила массу полезной информации о своих сотрудниках, сумела на деле проверить их способности, личные качества, а также произвела отсев лоботрясов и нарушителей дисциплины. Им было очень тяжело работать в условиях, когда каждый проступок сразу же виден заместителю и не остается без наказания.

6.4. Метод утренних планёрок

Каждое утро руководитель проводит короткое совещание со своими подчинёнными. Он спрашивает с подчинённых результат их работы за предыдущий день, и ставит задачу на текущий день. Это позволяет сконцентрировать внимание на задачах, мобилизует сотрудников, предотвращает уход в "вату", то есть в вялое, непродуктивное состояние.

И так, трудовая дисциплина, наверное самый эффективный инструмент в работе руководителя.

Похожие материалы:

Скачать книгу: "Как сделать себя сильным руководителем. Пошаговая методика".

Комментарии для сайта Cackle