Психология управления персоналом

Компетенции руководителя — Примеры

 

Содержание:

1. Личностные компетенции руководителя – что должен уметь руководитель;
2. Коммуникативные компетенции – soft и hard skills;
3. Управленческие компетенции: как развить организаторские способности;
4. Развитие компетенций руководителя;
5. Лидерские компетенции руководителя;
6. Компетенция — стратегическое планирование;
7. Аналитические способности руководителя;
8. Повышение компетенций руководителя;

 

1. Личностные компетенции руководителя – что должен уметь руководитель

 

Управленческие компетенции руководителя

 

Личные компетенции – это способность руководителя воздействовать на подчинённых силой своей личности. То есть без применения должностных полномочий.

Как развить эти soft и hard skills на практике, читайте здесь.

Умение правильно вести себя в конфликте и нетерпимость к низким результатам подчинённых, также относится к личностным компетенциям, и является необходимым условием для эффективного управления.

Руководителю необходимо заставлять подчинённых работать, так как в их взаимоотношениях изначально заложен конфликт интересов.

Сотрудник заинтересован меньше работать и больше получать, а руководителю нужно обеспечить результат с минимумом затрат.

 

5 причин, почему подчинённые не слушаются руководителя >>>

 

У руководителя, который не владеет этой компетенцией, сотрудники работают «спустя рукава».

Естественно, про строительство карьеры и материальный успех, ему можно забыть навсегда. Он просто будет не конкурентен на рынке труда.

Ошибка такого руководителя – это стремление подружиться с коллективом. Заискивать перед подчинёнными. Так называемая модель подстройки «снизу».

Естественно, руководитель делает это неосознанно, в следствии своей крайне низкой самооценки и неуверенности в себе.

 

Если у вас проблемы с уверенностью в себе, низкая самооценка, это легко можно исправить, причём самостоятельно, без помощи психолога. Принципы описаны в этой книге >>>

 

Есть ещё модель «на равных», то есть «мы болтаем как друзья».

Но в России, в силу неразвитости культуры труда, чаще всего, работает только одна модель выстраивания отношений руководителя с подчинёнными, это «сверху вниз». То есть я сказал, вы сделали.

Всё остальное от слабости характера, и подсознательно такой руководитель всё понимает, а сознательно придумывает себе оправдание, вот типа я такой весь из себя либеральный.

 

А самое ужасное, что подчинённые понимают, что он слабый руководитель, а не просто хочет быть добрым.

 

Конечно же, некоторые подчинённые будут выполнять ваши распоряжения, поскольку так положено, ну или просто из жалости.

Но это ли вам нужно? И как обеспечить эффективную отдачу от всех сотрудников?

Итак, ответьте для себя на вопрос, в достаточной ли степени вы обладаете компетенцией: «Готовность к конфликту».

Как говорят, признание проблемы - это уже половина её решения.  И если ваш ответ «нет», спешу вас обрадовать, для этого не нужно обладать талантом, это просто технология.

Начать можно со стратегии поведения руководителя в конфликте.

 

ТОП - 5 самых важных статей для руководителя:

 

 

2. Коммуникативные компетенции – soft и hard skills

Коммуникативные компетенции руководителя — это в первую очередь способность слушать своих подчинённых, и умение задавать им вопросы.

Пример:

Зачем руководитель должен уметь слушать своих подчинённых? А затем, чтобы:

  • не «наломать дров».
  • Чтобы не принимать эмоциональных, скоропалительных решений.
  • Чтобы объективно разобраться в ситуации.

 

Почему руководитель должен обладать умением задавать вопросы?

Да потому что «спрашивать» - это прерогатива власти.

Спрашивая с подчинённых, вы тем самым ставите его в подчинённое положение. А себя в позицию начальника.

А что, если подчинённый сам задаёт вам вопросы типа: «А чего это я должен вот это вот делать?»

Вы обязаны мгновенно поставить его на место.

Подобные деструктивные вопросы задаются не для того, чтобы получить ответ, а чтобы самоутвердиться!

Заметили, что их задают, когда есть слушатели. Это намеренно делается на публику.

И второй неприятный вывод, который можно из этого сделать, это то, что подчинённый бессознательно считает вас психологически слабым.

Иначе бы ему и мысль в голову не пришла разговаривать с вами подобным образом.

И чтобы подобная ситуация не застала вас врасплох, вы обязаны к ней подготовиться. То есть развить компетенцию: «Готовность к конфликту».

Как это сделать?

Покрутите у себя в голове различные варианты развития диалога, причём самые для вас неприятные. Найдите у себя в голове ответы на самые неприятные вопросы.

А если при совершенствовании данной компетенции у вас возникает страх или стыд перед подчинёнными, то вам прямая дорога на проработку этих эмоций. Начать проработку можете с этих бесплатных техник.

Если вы избавитесь от бессознательного страха и стыда, то реакция на подобные ситуации будет автоматическая.

У вас не будут в голове крутиться мысли, что же сказать в ответ?

То есть «строить» подчинённых вы будете на автопилоте, так же как водите машину или ходите, не задумываясь об этом.

 

 

3. Управленческие компетенции: как развить организаторские способности

Управленческие компетенции — это умение руководителя обеспечить правильное поведение своих подчинённых.

Руководителю необходимо уметь поощрять устраивающее его поведение, и наказывать деструктивное поведение своих подчинённых.

В коллективе иногда присутствуют токсичные сотрудники, несущие негатив по жизни, так называемые «корпоративные черти».

Первое, что нужно уметь с ними сделать, это сбить с них «корону», или от них избавиться. Пример, как это делается, описан в этой статье.

В идеале, конечно, лучше уволить. Причём уволить не по соглашению сторон, как это принято, а уволить по статье.

Этим вы достигаете сразу несколько целей. Остальные сотрудники мгновенно «прижмут хвосты», и эффективность их работы резко вырастет. А это то, что вам и нужно.

Иногда, бывает, что токсичный сотрудник обладает, какими-то исключительными профессиональными скилами и опытом. В этом случае увольнять его невыгодно.

Поэтому в этом случае рекомендую попробовать его «перевоспитать», провести с ним индивидуальную работу.

Нужно перевести его из «режима конфронтации» в «режим сотрудничества» с вами. Подробно, как это делать читайте в этой статье.

Вы должны думать о своём душевном комфорте. Кроме того, это совпадает со стратегической линией строительства вашей карьеры. А ваши подчинённые мешают этому, они должны измениться. В противном случае, увольнение.

Приведу пример на военных. Ибо от владения управленческими компетенциями, иногда зависит их жизнь, и жизни их подчинённых.

Когда в 1945 году наши войска вступили на территорию Германии, началось массовое мародёрство, грабежи и насилие над местным населением.

То есть основа армии, воинская дисциплина была подорвана, а в условиях ожесточённого сопротивления немцев, это могло привести к гибели армии.

Что сделал маршал Рокоссовский? Он расстрелял 40 человек перед строем.

Причём не факт, что там были только виновные, сами понимаете, что следствие вести тогда времени не было.

К чему это привело?

Дисциплина в войсках мгновенно восстановилась, а как следствие и боеспособность. Вот как это работает.

То есть, казалось бы, на первый взгляд, таким диким решением, Рокоссовский сохранил тысячи жизней других солдат.

Естественно, расстрел в нашем примере – это увольнение. Кроме того, время на «подумать», действительно ли человек несёт деструктив в коллектив, у нас есть.

Таким образом, если в вашем подразделении царит бардак и вакханалия, освоение подобных управленческих компетенций — это эффективный метод для восстановления трудовой дисциплины, и вашей власти.

А для большего эффекта можно параллельно поощрить «правильных» сотрудников. Это посеет раскол в коллектив, дабы они не объединились против шефа.

Как колоть коллектив, читайте здесь.

 

 

4. Развитие компетенций руководителя

Развитию каких компетенций необходимо уделять приоритет?

Именно личностные, управленческие компетенции играют решающую роль в эффективности руководителя.

Например, как вы будете наказывать своих сотрудников, если вы стеснительны и застенчивы?

Или испытываете иррациональные страхи при взаимодействии с людьми?

С профессиональными скилами я думаю всё понятно, у каждой профессии они свои. Но важный момент, они вам понадобятся только на нижних ступенях иерархической лестницы.

Дальше роль играют только личностные компетенции. Профессиональные же задачи вы будете делегировать.

Приведу для примера товарища Сталина. По профессии он священник. Вот и подумайте, какие компетенции ему нужно было бы развивать, личностные или профессиональные, чтобы пройти тот путь, который он прошёл?

Не развивать личные компетенции, это всё равно что ехать на неисправной машине. Как-то вы поедете, но гонку вы точно не выиграете.

Самое ужасное, управленческим компетенциям, никто и нигде не учит. Вам придётся самостоятельно искать эти знания.

Начать можете с прокачки коммуникативных навыков.

 

5. Лидерские компетенции руководителя

Лидерские компетенции — это способность руководителя подчинять коллектив своей воле.

Лидер должен уметь создавать свои правила, и заставлять других действовать по ним.

Особенно это важно в бизнесе.

Пример:

Дональд Трамп ещё в молодости создал и внедрил очень жёсткие правила относительно чистоты и качества обслуживания в своих гостиницах.

Ходят легенды, как он впадал в истерику, и повергал персонал в ужас, если обнаруживал какое-либо отклонение от этих правил. К чему это привело, вы знаете, он стал миллиардером.

Вы должны уметь действовать с «позиции силы». Принцип должен быть такой, если вам что-то не нравится, то нужно это поменять.

Вам сложно будет чего-то добиться, если вы будете плыть по течению.

Лидеру должно быть всё равно, что о нём думают. Он не должен бояться негативной реакции сотрудников, что что-нибудь им не понравится.

Потому что им точно что-то не понравится. Расслабьтесь. Кому нравится, на кого-то работать?

И ещё, люди так устроены, что если они почувствуют вашу слабость как человека, они будут за счёт вас самоутверждаться. Тешить своё самолюбие.

Обычно это проявляется в каких-то ехидных репликах, смешках, деструктивных комментариях.

Поэтому, чтоб прокачать лидерские компетенции, сначала избавьтесь от мягкого характера.

А про причины, почему унижают не уверенных в себе людей, читайте в этой статье.

 

6. Компетенция — стратегическое планирование

Почему руководителю важно обладать способностью строить долгосрочные планы, и просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд?

Пример:

Почему Сталин обыграл Гитлера во время войны?

Да потому что Гитлер мыслил в пределах короткой перспективы. То есть в понятиях блицкрига.

У него был план максимум на полгода. И если что-то пошло не так, у него не было подготовленного запасного варианта действий.

А Сталин уже 22 июня отдал приказ о формировании новых дивизий за Уралом, которые зимой и пошли в наступление под Москвой.

А у солдат Гитлера, даже зимней одежды не оказалось. Вот насколько важно умение мыслить стратегически, на длительный срок.

А теперь подумайте, например, когда вы идёте на уступки подчинённому, вы думаете о будущем? О развитии вашей карьеры?

Если вы здесь и сейчас отступили, как это скажется на вашем авторитете?

Будут ли другие подчинённые тоже требовать уступок?

На самом деле вы идёте в тупик! Вы только получите ещё больший стресс в будущем.

А что будет через год? Через пять лет? Через десять? Где вы будете с таким подходом?

Поэтому если вы испытываете трудности и дискомфорт при управлении персоналом, то рекомендую прокачать свои скилы и управленческие компетенции за 5-10 часов на этом курсе.

 

 

7. Аналитические способности руководителя

Обладать аналитическими способностями — это значит уметь докопаться до сути проблемы, которая не всегда очевидна.

Умение избавиться от ограничивающих убеждений, которые закрывают путь к решению.

Например, руководитель не может заставить сотрудника работать, не может настоять на своём. И у него в голове проскакивает такая фраза: «Просто я мягкий человек».

Ну вот и всё, человек сам себя успокоил, и до сути проблемы не дошёл.

В нашем случае нужно понять, почему вы не можете настоять на своём. То есть найти истинную проблему психики.

Потому что, если это часто проявляется где нужно и не нужно, это уже психологическая проблема характера, и прятать голову в песок - это не достойно руководителя.

Подробно про причины мягкого характера можно почитать здесь.

 

 

8. Повышение компетенций руководителя

Для того чтобы оставаться эффективным, руководителю не нужно стоять на месте.

Необходимо постоянно повышать уровень свой компетенций. Прокачивать скилы. Учиться на ошибках и отменять старые, нерезультативные решения.

Пример с тем же Гитлером. Он написал книгу «Майн Кампф» в 1925 году, и так и не отошёл от маниакальных идей своей молодости.

К чему это его привело, все знают. Кто не знает, скажу, зубы его до сих пор находятся в кремле.

Проанализируйте свою нынешнюю ситуацию. Всё ли вас устраивает, в вашей жизни?

Что можно улучшить? Сколько осталось времени на изменения?

Самый быстрый способ прокачать свои компетенции и скилы, причём сразу до максимума.

Убрать психологические блоки денег, блоки успеха и т.д., это пройти этот краткий онлайн-курс

 

Александр Левин

 

 

 

Все статьи по управлению персоналом здесь >>>

 

 

Комментарии для сайта Cackle