Психология управления персоналом

Основные функции и задачи менеджера
[5 Базовых]

 

Содержание:

1. Планирование;
2. Организация;
3. Координация;
4. Мотивация;
5. Контроль;

 

Задачи и функции менеджеров

 

Менеджер – это сотрудник организации на которого должностными обязанностями возложена функция управления.

То есть главное в работе менеджера – это управление подчинёнными и/или бизнес-процессами.

Но в настоящее время появилось множество других сфер, ключевую роль в которых играет менеджер. Но суть работы остаётся неизменной – это управление.

 

Вот наиболее распространённые виды менеджеров:

  1. Менеджер по продажам.
  2. Менеджер – управленец, среднего и низшего звена.
  3. Топ-менеджер.
  4. Менеджер по закупкам.
  5. Менеджер по работе с клиентами.
  6. Менеджером по персоналу.
  7. Менеджер по рекламе.
  8. Контент-менеджер.
  9. SMM-менеджер
  10. Менеджер по работе с отзывами
  11. Менеджер блогера.
  12. Менеджер по работе с маркетплейсами.
  13. Финансовый менеджер.
  14. Менеджер по работе с данными.
  15. Менеджер производства.
  16. Менеджер по туризму.
  17. Менеджер по недвижимости.
  18. Менеджер по логистике.
  19. Менеджер инстаграм.

Чтобы стать успешным менеджером в той или иной области, в первую очередь нужно знать его основные функции, роль, цели и задачи в этой конкретной сфере деятельности.

 

Основных функций менеджера, всего пять:

  1. планирование,
  2. организация,
  3. координация,
  4. мотивация,
  5. контроль.

То есть если вы менеджер по продажам, то ваша должностная обязанность: планировать, организовывать и т.д. продажи. Если по финансам, то всё то же самое с финансами компании.

Кроме того, нужно не только знать теоретические основы этого вида деятельности, но и изучить реальный опыт тех, кто занимается бизнесом, вот несколько важных советов на примере классического понимания профессии менеджер.

 

 

1. Планирование

Планирование - это обязательная часть любого вида деятельности. Без плана любая работа превращается в хаотичное движение, при котором не только не будет успеха, но и вся деятельность потеряет всякий смысл.

Планирование в современном менеджменте – это формирование конкретных целей, которые нужно достичь, с описанием средств и инструментов, которые для этого необходимы.

Чтобы было проще составить план, рекомендуется дать ответы на следующие вопросы:

  • какие результаты мы имеем на сегодняшний день?
  • чего и когда хотим достичь?
  • каким образом мы сможем это сделать?

Планирование принято делить на несколько категорий в зависимости от перспективы во времени – на несколько лет, на год, на квартал, на месяц.

 

Похожие статьи:

 

Многие начинающие руководители совершают большую ошибку, когда пытаются составить план, ещё даже не попробовав провести всю работу в полном масштабе. В малом бизнесе это случается часто. Причём на эти грабли наступают не только начинающие предприниматели, но и даже опытные менеджеры.

Например, кто-то хочет открыть магазин или кафе, и с самого начала, ещё до открытия, пытается примерно подсчитать, в какую сумму обойдётся открытие, и какой примерно доход заведение будет приносить после запуска.

Вот здесь кроется ловушка, в которую попадают практически все новички. Не сильно ошибаются в таких случаях только те, кто открывает новые магазины по аналогии с уже существующими (например, сетевые ритейлеры).

Если у компании уже есть 20 магазинов, успешно работающих, то при составлении и реализации плана для 21-го магазина больших сложностей не возникнет.

Но если речь идёт о начинающем предпринимателе, который только собирается открыть свою первую торговую точку, то сделать успешное планирование с самого начала точно не получится. Полный бизнес-план в таких случаях требуется в большей степени как формальность (если, например, он нужен для получения кредита). А для себя сразу нужно усвоить, что придётся составлять 2 плана:

первый – предварительный (на недолгую перспективу), в котором все расчёты будут приблизительными;

второй – который надо будет составить через некоторое время после открытия магазина, когда он уже какое-то время поработает, и менеджеру уже будет понятно, какой примерно доход реально он приносит.

Дело в том, что все теоретические расчёты в таких случаях, даже если их делают опытные люди, чаще всего оказываются ошибочными. В реальной жизни никогда невозможно заранее точно просчитать, в какую сумму обойдётся открытие предприятия – тут всегда нужно закладывать в бюджет резервные средства в размере 10—20% от первоначальной сметы.

И тем более невозможно заранее спрогнозировать, какой в реальности будет доход. В большинстве случаев ошибки в этом пункте составляют 30% и больше.

Только после запуска магазина, когда он поработает несколько месяцев, когда всплывут все подводные камни, о которых заранее никто и не догадывался (а они бывают всегда), когда работа будет налажена и войдёт в колею – только тогда можно составлять план на длительную перспективу.

Один мой знакомый предприниматель любит говорить: «Бизнес – это как рыбалка. Новичок должен быть готов, что сначала будут одни сплошные разочарования. Но и когда ты наберёшься опыта – будь готов, что от твоих знаний будет зависеть только 50% успеха. Всё остальное – чистое везение, удача, фортуна».

 

Откуда берутся невезучие люди, и что такое принцип синхроничности, читайте здесь >>>

 

Про фактор везения нужно помнить всегда. Даже при хорошо налаженной работе постоянно могут быть какие-то форс-мажорные обстоятельства. Их нужно учитывать при планировании. В любую стратегию всегда нужно вносить несколько планов – основной и запасные, и каждый должен иметь свои резервы на случай непредвиденных ситуаций.

Также обязательно нужно помнить, что планы, составленные на длительную перспективу, будут требовать постоянной корректировки. Как показывает практика, никогда не удаётся полностью выполнить план, составленный несколько лет назад.

 

 

2. Организация

Организовать работу компании или предприятия – это не просто функция или умение, это настоящее искусство.

Организация предполагает:

  • грамотное разделение всех обязанностей и ответственности;
  • распределение их между разными структурами, подразделениями и отдельными сотрудниками;
  • обеспечение и налаживание постоянного эффективного взаимодействия.

В целом здесь требуется создать целостную структуру, единый организм, в котором каждая отдельная часть будет приносить максимальную пользу.

Начинающим менеджерам рекомендуется набираться опыта в тех компаниях, в которых уже налажена вся работа, и требуется её только поддерживать, контролировать, координировать.

Распространённой ошибкой людей, которые впервые решили заняться мелким бизнесом, является попытка открыть своё дело безо всякого опыта. Они неизбежно сталкиваются с таким количеством трудностей, о которых с самого начала даже не подозревали.

Если вы решили, например, открыть свой, собственный интернет-магазин местного значения (т. е. сервис по доставке каких-то товаров в пределах одного города), то сначала найдите такой же или похожий магазин, который уже успешно функционирует. Устройтесь туда на работу, на любую должность вплоть до самого обычного курьера.

Поработайте какое-то время, чтобы хорошо рассмотреть изнутри, как вся эта система работает. И только после этого увольняйтесь, и пробуйте открыть своё дело. Многие в таких случаях готовы даже поработать какое-то время бесплатно, т. е. совсем без зарплаты, лишь бы только изучить все особенности этого бизнеса.

Имея хоть какой-то реальный опыт работы, намного проще организовать деятельность своего собственного предприятия. Сам Пётр Великий в своё время лично учился строить корабли.

 

 

3. Координация

Эта управленческая функция менеджера автоматически вытекает из предыдущей. Эффективная организация работы предприятия невозможна без координации усилий всех отдельных структур и подразделений. Работа каждого сотрудника должна быть согласована с остальными. Это относится и к рядовым работникам, и к руководству.

Принципы, на которых базируется координация:

  1. Координация должна быть постоянной, т. е. всегда надо «держать руку на пульсе». Ответственные руководители остаются на связи всегда – и в выходные, и ночью, и в отпуске.
  2. Даже самым идеальным образом отлаженная работа может давать сбои. Это происходит по разным причинам: может помешать и пресловутый человеческий фактор, и отказ техники, и собственные ошибки руководства, и непредвиденные обстоятельства.
  3. Подавляющее большинство сотрудников никогда не выполняют свою работу так, как это требуется. Кто-то недорабатывает, а кто-то наоборот, перерабатывает. Из-за этого постоянно возникают накладки, которые требуется срочно устранять, используя власть и резервы руководства.
  4. Всегда нужно помнить и про фактор сезонности. Он актуален не только для торговли и туризма, но в других сферах бизнеса.

 

 

4. Мотивация

Мотивация – это способ побудить сотрудников выполнять свои обязанности с максимальной эффективностью. Традиционно выделяют психологические и экономические способы мотивации.

Экономический способ – это всем понятная личная заинтересованность человека в собственном заработке. Как ни странно, одного только этого инструмента недостаточно. Далеко не все люди готовы работать с максимальным рвением, даже если знают, что чем более ответственно они будут относиться к работе, тем больше заработают.

Работать с максимальной отдачей можно только короткий промежуток времени, а потом человек начинает элементарно уставать и относиться к работе более халатно. Поэтому рассчитывать только на экономические методы стимулирования не стоит.

Нужно воздействовать и другими способами. К ним относятся:

  • нормальный психологический климат в коллективе;
  • достаточная обеспеченность необходимыми материальными и техническими средствами для выполнения своих обязанностей;
  • хорошо отлаженная работа всей компании;
  • постоянно растущие перспективы всего коллектива и каждого сотрудника (уверенность в завтрашнем дне);
  • обеспечение возможности полноценно отдыхать;
  • строгое выполнение руководством своих обязанностей, прописанных в договоре, защита прав работников, помощь при разрешении конфликтов.

Работа для каждого отдельного сотрудника не должна сопровождаться большим количеством стрессов. Отношение со стороны руководства всегда должно быть доброжелательным (при необходимости – и строгим, тут одно другому не мешает).

 

 

5. Контроль

Работа персонала всегда должна строго контролироваться. Нужно следить за всем:

  • за физическим нахождением людей на рабочем месте в установленное время;
  • за их непосредственной работой;
  • за результатами труда в абсолютном (натуральном) выражении;
  • за отчётной документацией.

Никогда не стоит ослаблять контроль, потому что даже самые ответственные работники всё равно немного расслабляются, если начальника нет на месте. А ответственные работники в любом коллективе составляют максимум 20—30%.

Но и слишком дотошным руководителем тоже не стоит быть – не надо следить буквально за каждым шагом, это создаёт только неприятие и протест. Важно уметь найти здесь золотую середину.

Успешные менеджеры сегодня – это те, кто владеет своим ремеслом в максимально возможном объёме. И желательно не забывать про главную заповедь товарища Ленина: «Учиться, учиться и учиться!»

Александр Левин

 

 

Все статьи по управлению персоналом здесь >>>

 

 

Комментарии для сайта Cackle