Какими качествами должен обладать менеджер
Существуют разные типы менеджеров. И каждый по-своему выстраивает работу, свои взаимоотношения с подчинёнными. Кто-то строго соблюдает официальную субординацию, кто-то входит в доверительные и даже дружеские отношения. И в гонке за выживание, каждый вариант имеет право на существование.
Но на любой работе есть набор стандартных требований, которые выдвигаются со стороны менеджмента компании к сотрудникам. И чтобы эти требования выполнялись, руководитель должен обладать определёнными профессиональными и личными качествами.
1. Самодисциплина
Что менеджер любого уровня требует от подчинённых в первую очередь? Именно дисциплины. Менеджер сам должен подавать пример: приходить на работу без опозданий (а лучше – заблаговременно, как минимум за несколько минут до начала рабочего дня), уходить тоже вовремя, в течение дня не отлучаться без объективных причин с рабочего места, не заниматься в рабочее время посторонними делами.
У хорошего менеджера никогда не бывает свободного времени, он всегда найдёт, что делать. Даже если работа компании налажена, всё работает, как часы, все сотрудники добросовестно выполняют свои обязанности, и участие руководителя объективно почти не требуется – всё равно он должен быть на работе и должен быть при деле.
Ни в коем случае подчинённые не должны видеть руководителя, откровенно скучающего, играющего в игры на компьютере и т. д. Идеального положения дел не бывает никогда, и в любой компании можно до бесконечности стремиться к совершенству.
Хороший менеджер всегда сможет сделать дисциплинированными своих сотрудников. И это обеспечит как минимум половину успеха компании. А иначе обстановка в коллективе будет нездоровая.
Если начальник будет требовать дисциплины от других, но сам при этом будет халатно относиться к работе – то это только посеет вражду и ненависть. Будут постоянные конфликты, скандалы, склоки (что и бывает на практике очень часто). Такой коллектив вряд ли сможет добиться успеха. В будущем дисциплинированный менеджер сможет успешно построить и свою карьеру, и поможет продвинуться вверх своим подчинённым.
2. Трудолюбие
Это качество автоматически вытекает из первого. Не все с этим согласны, многие почему-то придерживаются мнения, что руководитель сам не должен «пахать», на то он и руководитель, его дело – управлять, командовать. На самом деле по-настоящему успешные менеджеры в любой компании работают очень много, и часто выполняют такую работу, которая не входит в число их основных обязанностей, даже не оплачивается.
При этом менеджер, конечно, не должен делать то, что выполняют его подчинённые, у него совсем другой фронт работы. Но он всегда найдёт много работы и для себя. О том, что успешный менеджер должен быть готов работать больше, чем оплачивается, говорят многие тренеры и «бизнес-коучи». Есть крылатое выражение: «Успех – это только 1% таланта и 99% труда».
Пример, как трудолюбие влияет на авторитет менеджера
В лихие 90-е я одно время работал экспедитором в небольшой торговой компании. Хозяином фирмы был молодой и очень деловой парень. Он с утра до вечера занимался решением всех организационных вопросов, руководил, командовал, управлял – всё, как и положено владельцу компании. Характер у него был сложный. В разговоре со своими работниками он был несколько резковат, грубоват, бесцеремонен, даже хамоват.
Страх и стыд — самые деструктивные качества для менеджера. Как их из себя выкорчевать читайте здесь >>>
Но! Если требовала ситуация, он не брезговал сам принимать участие в погрузке или разгрузке машины в качестве обычного грузчика. Иногда сам брал в руки швабру и веник, чтобы подмести пол на складе. И за его резкий тон в разговорах на него никто не обижался, потому что все видели – человек он работящий, трудится не меньше остальных. И все старательно работали, небольшая фирма успешно развивалась.
3. Профессиональная компетентность
Ни одна компания никогда не добьётся хоть сколько-нибудь значимых успехов, если её топ-менеджер мало что понимает в том деле, которым занимается вверенная ему организация. Даже если он очень строгий, требовательный, придерживается жёсткой дисциплины – без понимания сущности процессов успешно руководить не получится. Это актуально и для промышленности, и для торговли, и для других сфер.
Если в каком-нибудь магазине в какой-то момент вдруг резко упали продажи – сразу нужно понять, в чём причина. Одно дело, если это, например, сезонный фактор. Совсем другое – если покупатели просто перестали покупать те товары, которые предлагаются в этом магазине, и переключили своё внимание на что-то другое.
Такое в торговле бывает часто, и нужно хорошо знать психологию покупателей. Если профессиональные знания и опыт руководителя позволят ему быстро и объективно определить причину снижения спроса, то он сумеет дать правильное направление для дальнейшей работы подчинённым.
На любом заводе начальник цеха не должен обладать теми же практическими навыками, что и рядовой токарь. Но он должен понимать, как всё это происходит на токарном станке. Иначе любой нерадивый работник очень легко сможет ввести начальника в заблуждение, придумывая убедительные причины низкой производительности своего труда.
Данное качество менеджера может быть неактуально для тех случаев, когда в подчинении у него добросовестные, ответственные и честные работники. Но умение создать такую команду – это тоже отдельное качество, которое даётся не всем и не сразу. И всегда нужно помнить про пресловутый человеческий фактор. Как гласит народная мудрость: «И на старуху бывает проруха».
То есть даже опытный и ответственный специалист может допустить какую-то оплошность. И если из-за этой оплошности возникли какие-то серьёзные проблемы, то выкрутиться из ситуации с минимальными потерями возможно только при непосредственном участии самого старшего начальника.
4. Целеустремлённость
В современном менеджменте это качество ещё называют словосочетанием «заряженность на результат». По-настоящему успешным может стать только тот руководитель, который точно знает, какой цели он должен добиться вместе со своей командой.
И его устремлённость к этой цели должна быть абсолютной, чтобы свести к минимуму необходимость задействовать запасные планы. Иначе вся работа будет носить сумбурный характер, и компания будет просто «плыть по течению».
Итак, чтоб развивать себя в профессиональном и личностном плане, нужно постоянно работать со своими качествами личности. Однако проблема в том, что каждый менеджер считает себя идеальным, но это не так. Просто он не может увидеть в себе плохие качества, так уж устроена наша психика. Как обнаруживать в себе негативные качества, и как работать с ними читайте в этой статье.
Возможно, вам также будет интересно:
- Как морально наказывать подчинённых;
- Как наказать подчинённого и не обидеть его;
- Как управлять своей жизнью — психология.